Тестовый стенд для ОВЕН ПЛК 110
Ну что? Я продолжаю рассказывать базовые понятия ПЛК и то, как их программировать. Сегодня я расскажу про свои дальнейшние приключения с ОВЕНом и тем, как я его программировал. Как я уже говорил, программирование ПЛК — это совсем другая религия! Это вам не схемки или кубики в логическом реле двигать! Тут всё значительно мудрее и очень важен грамотный выбор железа, грамотное физическое подключение линий IO и внешних модулей.
Для ПЛК обычно есть два варианта сред разработки: CodeSys и собственные. CodeSys — это бесплатная среда разработки, которая делится на компилятор и ядро. Ядро CodeSys производители ПЛК загружают в него при производстве. И всё, что надо для программирования такого ПЛК — скачать CodeSys и специальные файлы, которые описывают конкретную модель ПЛК.
Второй вариант — это собственное ядро и собственная среда разработки. Тут уже каждый производитель извращается как нравится. Я вот хотел повозиться с Сименсами, но мне рассказали, что их среда разработки требует очень мощный комп и жрёт много ресурсов. Мне это не нравится, и я лучше подберу что-нибудь такое, что работает с CodeSys, потому что мне проще поставить один раз хорошую среду, вылизать её настройки и заниматься только программированием.
ПЛК, который заказчик купил под свой щит работает на ядре CodeSys v2. Сейчас везде используется ядро CodeSys v3, а вторая версия ядра является устаревшей. Но так как принципы программирования всё равно одинаковые, то этот пост будет полезен всем начинающим. Да и мне охота поделиться информацией, которую я собирал по крупицам, неделю обложившись документацией. Блин! Мне кажется, что мне уже надо или учебные курсы вести, или посты продавать, гыгы =)
Содержание
Первое, с чего начинается работа по программированию — это создание тестового стенда. У меня валялись кнопки на DIN-рейку от ABB, и я собрал из них четыре линии ввода: три на бортовом IO ПЛК, а одну — на внешнем модуле для того, чтобы проверить как работает опрос модулей по ModBus.
Кнопки для подачи сигналов на входы ПЛК
1. Настройка внешних модулей и ModBus.
У меня появился большой сборный пост про модули ОВЕН Мх110 и Мх210. Почитайте его — там много интересного!
Первое, с чего начинается наше программирование — это с конфигурации железа. Любой внешний модуль имеет на шине RS-485 свой адрес. А ещё модулю надо указать правильные настройки обмена: скорость, чётность и тип протокола обмена.
Каждый модуль или внешнее устройство настраивается по своему. У кого-то надо будет зайти в меню и поменять там цифирки. У кого-то поставить перемычки. А у других устройств для их настройки предусмотрена специальная программа-конфигуратор. У ОВЕНа сделано именно так.
Их модули подключаются штатно под RS-485 к компьютеру и настраиваются при помощи программы. Для того, чтобы подключить RS-485 к компьютеру, понадобится любой преобразователь интерфейсов. Их на рынке навалом и можно использовать любой. Если хочется — можно RS-485 завернуть даже в обычный Ethernet и общаться с модулями или нашей системой по сетке.
Так как вокруг меня был ОВЕН, то я для личных целей купил преобразователь ОВЕН АС-4. Он у них сделан в корпусе на DIN-рейку, питается от самого же порта USB. Из фич — то, что перемычками можно подключать и изменять сопротивление резисторов-терминаторов шины RS-485.
Мы подаём на модуль питание и подключаем его к преобразователю:
Преобразователь ОВЕН АС-4 и настройка модуля IO
Дальше запускаем программу «Конфигуратор М110». Первым делом программа предложит нам задать настройки для подключения к модулю. Если мы только что купили модуль — то можно смело тыкать кнопку «Заводские сетевые настройки». А если модуль уже настроен на какой-то адрес и другие параметры протокола, то нам надо их знать заранее и ввести в программу:
Подключение к модулю IO в программе
Если по какой-то причине мы забыли все настройки модуля (например нам подарили БУшный модуль), то можно запустить сканирование сети. Программа найдёт всё, что может и предложит подключиться к указанному модулю. Ну а если мы совсем ничего не можем — то сам модуль ввода-вывода можно жёстко сбросить на заводские установки, если установить одну из перемычек, которые находятся на нём под крышкой. Это описано в инструкции на модуль.
После того, как мы подключились к модулю, программа выдаёт нам все его настройки, которые можно прочитать и записать в модуль. Нас интересуют настройки сети: скорость обмена, сетевой адрес и всякие таймауты. Напоминаю, что у модулей есть фишка: если его не опрашивали по RS-485 указанное время, то он считает что связь оборвалась и выставляет на выходах аварийные значения, чтобы оборудование не натворило дел (сам не поехал лифт или не включились насосы и прочее). В нашем случае модуль управляет лампочками, поэтому мы выставляем все аварийные значения на ноль.
Настройки модуля релейных выходов МУ110-16Р
А некоторые модули ввода-вывода ещё и могут общаться по разным протоколам. Да и даже у самого ModBus есть парочка модификаций: RTU (устройства обмениваются двоичными даными) и ASCII (все данные гоняются в текстовом виде). Мы будем использовать более быстрый протокол ModBus-RTU.
Настройки модуля входов МВ110-16Д
Обратите внимание, что для модулей ввода есть программный фильтр дребезга контактов. Его мы тоже включаем.
Ещё у этой программы есть возможность контролировать состояние входов-выходов. С помощью этого можно отдельно протестировать каждый модуль на работоспособность.
2. Изучаем CodeSys.
Итак, с помощью программы мы настроили все модули на одинаковые параметры связи и дали им адреса. Теперь их можно физически подключить к ПЛК, а сам ПЛК воткнуть в сетку. ПЛК ОВЕН 110 можно программировать тремя способами: через USB, через RS-232 и по сетке. Самый лучший способ из этого — программировать ПЛК по сетке, потому что в этом случае он не перезапускается, а программа заливается туда в горячем режиме. То-есть написали, загрузили, проверили. Что-то исправили? Сразу же загрузили и проверили. Если же программировать ПЛК по USB — то там надо вынимать USB-кабель после заливки программы, что адски неудобно.
Связь с ПЛК 110 по Ethernet
И теперь начинаем разбираться с CodeSys. Я скачал её прямо с сайта ОВЕНа, где она есть в русском варианте. Вообще я не люблю русские переводы специального софта, потому что переводят его те, кто ни фига не понимает в технике. Например, самый адский перевод был у AutoCad: «Вырезать, Обрезать, Растянуть, Расчленить, Взорвать». Или у P-CAD, где Net (соединение) перевели как «Сеть». Но в случае с CodeSys русский перевод мне помог разобраться в терминологии и в том, где что находится. После этого русский перевод мне уже не нужен, и я могу ориентироваться в английской среде свободно.
Сама среда состоит из дерева проекта, где несколько вкладок и элементов дерева. В них отображается как структура программы, так и всякие злобные параметры ПЛК и его внешние ресурсы. Все элементы дерева открываются кучей дочерних окон со своими настройками.
Среда разработки CodeSys v2 для ПЛК 110
Сама CodeSys поддерживает много языков программирования. В том числе и тех, на которых удобно программировать логические реле.
Пример проекта на CodeSys на нескольких языках одновременно
Например, можно программировать при помощи блок-схем (SFC). Это почти как наc в школе алгоритмы учили рисовать в стиле «Начало => Ввод данных => Если .. то => иначе => Конец».
Пример программирования по помощи автомата состояний (SFC)
Только здесь можно составить на них ветвление и даже автомат состояний, а в каждом квадратике-блоке написать кусок программы и условия, по которым будет делаться переход на следующий блок.
Можно программировать фунциональными блоками, как на логических реле. Тут этот язык называется CFC:
Пример последовательных логических схем (CFC)
А язык FBD выглядит немного по другому:
Пример разработки на функциональных блоках (FBD)
В этом случае схема исполняется не последовательно как в CFC, а по сигналам, как в обычной цифровой логике на микросхемах.
Для тех, кто переходит с обычных релюшек и автоматики есть возможность писать всё в релейной логике LD, LAD. Тогда всякие сигналы описываются контактами, которые включают или выключают «катушку» реле (справа):
Пример разработки на релейно-контактной схеме (LD)
А ещё есть язык инструкций IL. Он подойдёт тем, кто любит суровый ассемблер. Смотрите, как он похож на него же:
Пример разработки на языке инструкций (IL)
А на мой взгляд самый удобный язык для сложных задач — это обычный текст ST, который похож на смесь СИ и Pascal одновременно:
Пример разработки на редакторе кода (ST)
Тут тебе есть и комментарии, и возможность написать любые условия или циклы.
Внутри CodeSys можно совмещать все эти языки и создавать свои функциональные блоки. Например, вы можете на ST написать сложный блок, который чего-нибудь вычисляет и выдаёт на выходе логическое значение 1 или 0. А потом взять язык CFC/FBD и из этих блоков составить «простую» логическую схемку.
3. Распределяем ресурсы ПЛК.
Наше программирование, конечно же, тесно связано с железом. И наша среда CodeSys должна знать то, какие железо мы сейчас используем. Это конечно же понятно: в разных ПЛК есть разное количество памяти, портов ввода-вывода и прочих штуковин.
Поэтому новый проект всегда начинается с выбора платформы. На английском это называется Target. Сама среда никогда не будет знать о всяких ОВЕНах и других ПЛК. Изначально она знает только о некоем абстрактном ядре «3S CodeSys». Чтобы она узнала про наши ПЛК, нам надо пойти на сайт разработчика и скачать оттуда Target-файлы для наших ПЛК.
После этого Target’ы загружаются в CodeSys (на версии 2 этот процесс адски мутный, неочевидный и противный), и мы наконец-то можем творить. Выбираем нужный вариант нашего ПЛК:
Выбор железа для разработки программы под ПЛК
Теперь мы сразу вспоминаем то, что ПЛК — это многозадачная система, внутри которой крутятся задачи — программы, которые что-нибудь делают. Программ может быть несколько, но для работы ПЛК нужна хотя бы одна.
Если такая программа называется «PLC_PRG», то ПЛК автоматически её выполнит, и не надо будет возиться с созданием Задач и добавлением туда вызова этих программ.
Обычно при выборе платформы для ПЛК нам сразу предлагают создать программу «PLC_PRG»:
Создание основной программы по умолчанию
Сразу же при её создании надо выбрать язык, на котором вы будете писать код. Если вы вдруг ошиблись с названием языка (я постоянно путаю IL и ST), то можно просто удалить эту программу и создать новую с тем же именем.
После этого наш проект создан, и среда от нас отстала. Если мы пишем на ST, то в коде «PLC_PRG» достаточно поставить «;» и программа откомпилируется. Но работать ничего не будет. Почему? А потому что ПЛК не знает, как к его ресурсам обращаться и чего у него вообще есть.
И вот чтобы его этому научить — надо аккуратно и внимательно разобраться с его ресурсами и с тем, как туда прописывать внешние модули ввода-вывода. Всё это кажется лёгким только тогда, когда сам всё понял. А когда смотришь на конфигурацию ПЛК в самый первый раз, то от неё взрывается голова. Я разбирался с этим дней пять, потому что ещё и инструкция по работе с CodeSys на сайте ОВЕНа говорит «Сделайте это и то», но не говорит ПОЧЕМУ так надо делать. Я этот недостаток хочу исправить и потом пошлю ОВЕНу ссылку на эти посты.
Для того, чтобы CodeSys знала про все-все ресурсы и ввод-вывод всей системы на базе ПЛК, это всё надо прописать руками. То-есть, вся конфигурация системы прописывается в том же программном коде жёстко. И поэтому когда вы выбираете всякие модули ввода-вывода, назначаете им параметры связи и адреса, вы должны понимать, что это останется навсегда. А если надо будет поменять адрес устройства — то вам надо будет перекомпилировать проект.
Общий концепт ресурсов и обращения к ним сделан при помощи неких адресов. Адреса эти вычисляет сама среда по нашей конфигурации ПЛК. На скриншоте ниже эти адреса начинаются со знаков «AT %». Чтобы программист не мучился с этими адресами, он может создать обычные программные переменные, которые будут использовать вместо адресов понятные имена типа «WaterPump», которая на самом деле будет говорить о внешнем выходе по адресу типа «%QW6.3.0.0».
Поэтому первой нашей задачей будет изучить окошко «Конфигурация ПЛК» и то, что там можно делать. Давайте на него посмотрим:
Конфигурация ПЛК и его ресурсов
Слева у нас есть дерево, в котором будет показываться вся-вся конфигурация нашей системы. А справа от дерева появляются разные параметры, которые можно настраивать. Там же можно задать для самих себя понятные имена и названия всех объектов системы, чтобы не путаться.
Слева у меня сейчас развёрнута конфигурация самого ПЛК. Чего у нас тут есть? Есть два быстрых входа, 16 обычных входов (в сумме — 18). Так же есть четыре быстрых выхода и 10 обычных — в сумме 14. Это соотвествует тому, что у этого ПЛК действительно есть. Дополнительно есть Special Input — это кнопка «F1» или выключатель на самом ПЛК и Special Output — это пищалка ПЛК. Если туда записать «1», то пищалка будет пищать и привлекать наше внимание к системе.
Около этих ресурсов есть обозначение «[FIX]» или «[SLOT]». Если написано «SLOT», то это означает что программно можно заставить среду воспринимать эти входы или выходы не как дискретные 1..0, а например как энкодер или ШИМ-регулятор. Это сделано для того, чтобы облегчить программирование и заставить ПЛК максимально автоматически обрабатывать данные с IO, не нагружая этим программиста. Соотвественно те ресурсы, которые «FIX» изменять нельзя и они всегда будут теми, какие они и есть.
Около каждого ресурса как раз и указан его адрес, по которому к нему можно обращаться. Вот если мы хотим программно включить быстрый выход 2, то нам нужен адрес «%QX2.0». Про то, как назначать адреса переменным, я расскажу позже.
Для каждого ресурса есть свой набор настроек. Вот например для выходов можно точно так же настроить безопасные значения, как и для внешних модулей ввода-вывода:
Настройка безопасных значений выходов ПЛК
Идём дальше! Это-то мы изучали внутренние ресурсы, которые есть на борту ПЛК. А как же нам добраться до внешних ресурсов? Вот у нас есть аж три модуля ввода-вывода. Но где же они?
А нигде! Их надо добавить ручками. Логика тут простая и технарская: то, что у тебя есть физически, должно быть и в программе. Давайте вспомним, чего у нас есть физически? Модули? Неа! У нас есть протокол ModBus, по которому работают эти модули!
Поэтому мы кликаем на самом ПЛК и выбираем из меню этот самый ModBus (Master) вот так, как показано ниже. Master — потому что главный у нас в сети ПЛК, и именно он будет управлять всеми другими модулями. Так же там есть ещё и другие протоколы обмена для разных вариантов сети. Например можно было вообще взять собственный протокол «ОВЕН» и построить сетку на нём.
Добавляем внешний интерфейс связи
Обратите внимание, что этот протокол сейчас не привязан к физическим проводам ПЛК! После того, как мы добавим наш ModBus, система просто будет знать что есть некий абстрактный протокол, по которому гоняются байтики. Но через какой порт ПЛК это будет работать — она пока ещё не знает!
Что же делать? Придётся научить нашу систему нужному порту. Для этого мы разворачиваем дерево под нашим ModBus’ом и видим искомое. По умолчанию система подставила самый первый попавшийся интерфейс ПЛК — «Debug RS-232». Мы видим около него волшебную надпись «SLOT». Кликаем по ней правой кнопкой мыши и — вуаля! Мы можем заменить его на нужный на RS-485.
Выбираем тип интерфейса RS-485
Причём список замены будет только из тех вариантов, которые действительно есть в именно этом ПЛК. Например в некоторых ПЛК бывает аж два интерфейса RS-485, на которых можно построить две разные сетки ModBus.
И вот только теперь мы дошли до физического уровня: собственно самого RS-485. Для него у нас есть настройки протокола обмена и параметров связи. Если вы помните, то мы все модули конфигурировали на ModBus RTU и скорость обмена 9600. Теперь вставим эти же настройки в нашем ПЛК:
Настраиваем параметры протокола интерфейса
ПЛК сам следит за работой этого протокола и этого интерфейса. Нам не надо программно включать или отключать опрос модулей: он будет делаться автоматически, если есть хоть один внешний модуль, который надо опрашивать.
Вот сейчас мы как раз и добавим наши внешние модули. Сам ОВЕН рекомендует добавлять свои модули как «Unversal ModBus Device» — некое абстрактное устройство. Сделаем так:
Добавляем устройство ModBus
Теперь у нас появился некий внешний модуль, который подключен на нашу шину RS-485 и будет работать по ModBus. Но напоминаю вам то, что протокол ModBus — это просто способ читать и записывать байты в и из устройств. И более ничего. А вот что значит каждый байт и та область памяти, куда его надо записать/прочитать — знает разработчик модуля и разработчик системы на базе ПЛК.
Для каждого модуля надо будет задать параметры связи. Для нас это адрес модуля (ModuleSlaveAddress) и время опроса его контроллером. Контроллер будет автоматически общаться с модулем раз в столько миллисекунд, сколько мы укажем.
Настраиваем параметры устройства
Время опроса позволяет снизить нагрузку на шину связи. Например если модуль управляет лампочками освещения, то его можно опрашивать реже, отдавая время шины каким-нибудь более быстрым модулям аналогового регулирования или кнопкам для управления этим светом (чтобы быстрее их опрашивать).
Ну добавили мы модуль, и чего? А как система узнает как рулить его входами или выходами? Вообще, откуда она узнает, где они у него находятся? А узнает она это через человека, который достанет и прочитает инструкцию на модуль. Для любого устройства с протоколом ModBus производитель даёт таблицу, в которой указаны все адреса его регистров. Выглядит эта таблица вот таким образом, например:
Пример регистров устройства из документации
Тут нас интересует два момента. Так как это модуль ввода, то нам надо получать значения его входов. Производитель, чтобы не гонять по сети тьму байтов, упаковал все 16 входов в 16 бит — в два байта, в тип WORD. Значит, нас интересует регистр номер 51, который надо будет читать из модуля. Следующий момент, который нам важен — это проверить команду, которая используется для записи-чтения данных в этот модуль. Иногда они могут отличаться от стандартных.
Отлично! Вот теперь мы всё знаем, чтобы добавить это в наш ПЛК. Тыкаем менюшкой на нашем модуле и выбираем, что добавить. типы в CodeSys называются так:
- 8 Bit — BYTE, байт
- Register — INT, WORD — два байта
- 32 Bit — DWORD, четыре байта
Так как в документации видно что мы читаем двухбайтовое слово — то нам нужен тип «Register input»:
Добавляем регистр устройства в конфигурацию
Теперь задаём параметры именно для этого кусочка: адрес регистра, который читаем (в десятичной системе) и команду, которой читаем.
Настраиваем адрес регистра и способ его опроса
Вот теперь (см. скриншот сверху) ПЛК знает что у нас есть протокол ModBus-RTU на основе интерфейса RS-485, на котором висит устройство с адресом «1», из которого мы читаем два байта из ячейки (регистра) «51».
А вот как выглядит конфигурация ПЛК для моей системы. У меня стоит один модуль ввода на 16 входов и модуль вывода на 16 выходов. И на будущее для диммирования света стоит модуль аналогого вывода.
Полный список внешних устройств и внешних регистров
4. Назначение переменных в ПЛК.
Вот теперь у нас есть все-все адреса наших ресурсов. Чтобы нам было удобно ими пользоваться, мы заведём для них программные переменные. Это тоже ручная работа, в которой требуется внимательность. А ещё её в CodeSys v2 делать не очень удобно, потому что в табличке для ввода переменных не меняется ширина колонок.
Использовать в программах прямые адреса — ПЛОХО, потому что программа будет зависеть от них. А адреса могут меняться, если вы добавите в дерево новое устройство или что-то поменяете! Ниже будет показан способ, как присвоить переменные объектам в дереве напрямую, а для работы с Modbus Slave можно использовать структуры (пост про них).
Посмотрим на конфигурацию ПЛК и выцепим оттуда адреса всех наших входов и выходов. Я их подчеркнул красным:
Адреса переменных внутреннего ввода-вывода
А теперь создадим переменные для них. Для этого мы идём в раздел «Глобальные переменные» и начинаем заполнять табличку примерно так:
Создаём переменные внутреннего ввода-вывода
Видите? Мы указываем название переменной и прописываем её адрес и тип. И теперь чтобы включить внутренний выход 1, нам надо написать «MOuts0_1 := TRUE;».
Проделаем то же самое с внешними устройствами. Тут адреса становятся длиннее:
Адреса переменных внешнего ввода-вывода
И редактировать их не совсем удобно. Заполняем переменные:
Создаём переменные внешнего ввода-вывода
Кроме переменных, которые красиво связывают адреса ресурсов и код, можно насоздавать своих собственных переменных для любых задач. Всё эти переменные будут глобальными: они будут доступны из любого места любой программы.
Есть более приятный способ объявления переменных для Конфигурации ПЛК, которым я стал пользоваться позже (статья дописана). Для него надо всего лишь сделать двойной щелчок перед «AT%» в дереве конфигурации ПЛК.
Добавление переменных в конфигурацию ПЛК (место для клика мышкой)
Тогда там появится текстовое поле, куда можно будет сразу вписать имя переменной:
Добавление переменных в конфигурацию ПЛК (ввод и редактирование имени)
Список переменных, который заполняется в виде таблицы, можно переключить на обычный текстовый (я так делаю теперь везде). Для этого надо щёлкнуть правой кнопкой мышки на номере любой переменной в списке и кликнуть по пункту «Объявления таблицей»:
Как переключить объявления таблицей на текст
После этого список переменных будет обычным текстовым — как и в других языках программирования:
Объявления переменных в виде текста
Если вам захочется переключить его назад в таблицу, то нужно кликнуть правой кнопкой мыши по списку и снова выбрать пункт «Объявления в форме таблицы»:
Как переключить объявления текстом на таблицу
Ну и если теперь залить эту пустую программу (в коде мы ничего не написали) в ПЛК, то он сразу же примется опрашивать наши модули. На фотке ниже я случайно заснял момент, когда ПЛК опрашивает один из модулей.
После запуска ПЛК начинает опрашивать все внешние устройства
5. Программируем.
А дальше начинается колдунство. Мне надо было на тот момент вообще научиться работать с CodeSys. Я тогда не разобратся, можно ли адресовать отдельные биты переменных и написал простые участки кода, которые приводили все переменные внешних ресурсов в удобоваримый для меня код.
Видите, я просто беру значение бита нужной мне переменной (от входа) и заношу его в глобальную переменную, которая уже обозначает конкретную кнопку управления светом.
Код преобразования входных переменных к типу BOOL
То же самое я проделал с выходами:
Код преобразования выходных переменных из типа BOOL
Тут я немного переборщил. CodeSys позволяет напрямую обращаться к битам переменных через точку без условий IF. Нужно было написать сразу так:
- LButt07 := MInputs1.4;
- MOuts2.3 := LLamp08;
У меня вышел свежий пост про такие приёмы работы с IO-сигналами по этой теме.
Теперь можно кодить. Для теста я сделал самое простое: нажимаем кнопку — срабатывает выход. То-есть мы просто присваиваем выход входу и наслаждаемся работой мощного ПЛК ;)
Кусочек прошивки для управления освещением на ПЛК
Ещё я нашёл в Сети пример того, как сделать на CodeSys импульсное реле и тоже его протестировал. Кстати, пример лежит на форуме ОВЕНа.
На форуме у них не совсем приятно. Там тусуются ушлые товарищи (не из ОВЕНа), которые в личке каждому новому пользователю сразу предлагают услуги по разработке и поддержке решений на ПЛК. Мне один такой тоже написал. Я ради прикола послал его нафиг и расспросил, почему он это сделал. Ответ был типично маркетологовский: «Ну так если ты тут зарегался, значит ты можешь быть моим клиентом».
В итоге товарищ был послан далеко и надолго. Особенно после того, как стал угрожать мне завалить мой блог за посыл нахуй. М-да. Страшно, в общем, на форуме ОВЕНа.
6. Задачи.
Кратко покажу, чего есть из задач и чего с ними можно делать. Напоминаю: задача — это список прогамм, который ПЛК будет выполнять через указанное время. Есть системные события, которые показаны ниже (запуск ПЛК, остановка ПЛК, перед и после сброса):
Настройка задач в ПЛК
А мы хотим навесить на ПЛК свои собственные задачи. Вот у меня их получилось две штуки. Одна считает импульсы со счётчиков воды, а другая обслуживает управление освещением.
Для каждой задачи задаётся время её исполнения. Оно может измеряться в миллисекундах, часах и даже днях.
Конфигурация задачи в ПЛК
Ну а для самой задачи задаётся то, что будет выполняться:
Настройка вызова подпрограммы в задаче
Если нужно — то в одну задачу можно добавить несколько вызовов разных программ. Вот примерчик из проекта на ПЛК 2022 года, где так и сделано. Тут есть важные и быстрые задачи с малым временем выполнения, а есть медленные, но не важные, задачи с бОльшим временем выполнения:
Список задач со множеством вызываемых программ
*
Программы для задач разложены по группам
7. Связь с ПЛК и заливка программы.
Ну и теперь нам осталось только залить нашу программу в ПЛК. Для этого мы идём в меню «Онлайн -> Параметры связи» и создаём там подключение по сетке через протокол TCP.
Настройка связи с ПЛК по протоколу IP
После этого достаточно выбрать команду подключения к ПЛК:
Начинаем подключение к ПЛК
CodeSys устанавливает связь с ПЛК и спрашивает нас о том, что нам надо сделать с программой. Если ПЛК только с завода и там нет никакой программы — то CodeSys предложит загрузить новую программу в ПЛК. А если программа в ПЛК уже была, то система предложит загрузить новую или перезаписать программу полностью:
Запрос среды разработки о загрузке программы в ПЛК
У ПЛК и здесь всё отличается от логических реле. В логическом реле программа загружается навсегда и будет работать после выключения и включения питания реле. А у ПЛК программа загружается просто в память и работает только до момента выключения питания ПЛК (если не подать специальную команду). Это сделано специально, чтобы можно было отлаживать программу и не испортить рабочую систему и программу. Скажем, можно поиграться с другой версией программы, а потом передёрнуть питание — и ПЛК будет работать по старому.
Если же мы хотим записать нашу программу в ПЛК навсегда (чтобы она работала при следующих включениях питания), то нам надо выбрать пункт «Создание загрузочного проекта». В этом случае программа без запросов записывается в ПЛК и будет выполняться при следующем включении его питания.
Создание загрузочного проекта в ПЛК
Из дополнительных возможностей можно загрузить в ПЛК исходники проекта или любой файл (размером несколько мегабайт). Это полезно, если мы хотим оставить внутри ПЛК архив документации по всему проекту.
При подключенной связи с ПЛК можно наблюдать как и чего работает и производить отладку программы. Вот как выглядит это на нашей:
Работа среды CodeSys в режиме отладки программы
Собственно по программированию всё. Если сказать всё сжато, то для того чтобы начать работать с ПЛК, надо занести в него все его ресурсы и внешние модули. После этого можно назначить переменные по адресам и писать обычный программный код.
8. Библиотеки.
А ещё под CodeSys есть много библиотек с готовыми функцями. Самая известная среди них — библиотека OSCAT. Я её скачал и нашёл там много интересного. Например вот модуль CLICK, который может определять одинарное, двойное и тройное нажатие на кнопку. При помощи него можно делать например так, чтобы если мы погасили весь свет одной кнопкой, то при двойном нажатии на неё весь свет включился там же, где и был включен.
Пример из библиотеки OSCAT: Определение количества нажатий
А вот навороченный диммер с кучей предустановок и возможностей. Сигнал с диммера можно направить на модуль аналогового вывода или на диммер, который управляется по Modbus напрямую и управлять освещением.
Пример из библиотеки OSCAT: Многофункциональный диммер
Ну а я же сделал для заказчика простую программу включения и выключения света и реализацию функции защиты от протечек. Про это я рассказал в третьей части статьи.
Если вы захотите почитать продолжение про программирование на ПЛК — почитайте пост про Функции и Функциональные блоки, так как без них не обходится ни одна программа для ПЛК (даже мои импульсные реле — это функциональный блок). А если захотите приучиться культурно программировать и исключить ошибки, связанные с неправильными границами массивов или циклов — почитайте пост про именование переменных и структуру памяти ПЛК.
Проекту исполнилось 15 лет! Поддержать проект материально, проспонсировать проекты Автора или сделать ему подарок можно на этой странице: "Донаты и Спонсорство, Список Желаний".
Спасибо, мне бы такую инструкцию когда изучал Овен и Codesys.
Кстати, в конфигурации ПЛК можно тыкнуть в AT и туда ввести имя переменной, все переменные в конфигурации глобальные и не надо будет лишний раз переписывать адреса :)
О! Вот этого уже я сам не знал, когда разбирался! Спасибо!
Да, кстати, может Вы на форуме Овена уже прочитали такой момент. У контроллеров есть такая беда — могут ни с того, ни с сего остановить выполнение программы.В конфигурацию нужно добавить модуль Button. Это отключает кнопку Старт/Стоп (и с ней можно будет работать из программы как и с F1), а заодно избавляет от неожиданных остановов программы. Лучше это делать сразу, чтобы потом не ломать голову, почему свет не включается :)
Спасибо за информацию, интересно.
Мне подход парней с wiren board показался более простым, там стандартный линукс и правильный подход по объединению всех устройств со всеми видами подключений на стандартной mosquitto-шине.
Следовательно, можешь писать хоть на баше, хоть на питоне, хоть на перле и вообще можно управлять как хочешь, в т.ч. удалённо. Стандартный движок правил там на javascriptе. Особенно приятно, что всё на гитхабе выложено.
Только советую сразу настроить watchdog (он там аппаратный).
nia5 Неа, не читал! Меня попросили ещё один шкаф на ОВЕНах собрать. Вот там товарищ-заказчик их программирует сам и мы с ним поболтаем на тему нюансов работы с ОВЕНами.
Axiator Не! Я за стандартный RS-485, потому что на нём работают и счётчики и куча всяких измериловок и оборудования типа частотников и прочего.
Я просто выразился может кривовато — на их контроллере есть и 485 (с опторазвязкой и без)/232 с 1-wire и ethernet с wifi с gprs`ом, а в новых моделях вроде и блютуз с ИК добавили.
Сам как раз 485й и 1-wire использую с релейными модулями, счётчиками и модулями контроля окружающей среды.
Просто на каждый интерфейс там есть демон, который всё запихивает в mosquitto и так обеспечивается приятное единообразие.
Надо включить свет: mosquitto_pub -m 1 -t «/devices/wb-gpio/controls/Relay_1/on», надо посмотреть уровень освещения — данные лежат в /devices/msu24hit_5/controls/Illuminance, а температура в /devices/wb-w1/controls/28-031553abbbff
Меня, собственно, на эту железку и потянуло то, что раз линукс обычный, то и в бесплатный заббикс добавить это всё можно без проблем. Веб-интерфейс у штучки есть, но я им не пользуюсь.
Axiator, что то не в тему пишешь тут вообще, линуксы шминуксы..
кому это интерсено? прогерам задротам?
а я жду третей части…)
Я тоже жду, отличный материал.
Да там позорный щиток будет тот, где я с местом под ПЛК накосячил.
Rip87, это ещё кто задрот, надо поглядеть…
Понаберут по объявлениям…
IF A=TRUE THEN B=TRUE; ELSE B=FALSE; END_IF;
Может, просто
B=A;
?Систематизация «ресурсов/переменных» прикольная.
Как раз пригодится.
Я ещё планирую сделать «нормальную среду разработки» — может, удастся обойти косяки codesys’а: http://www.owen.ru/forum/showthread.php?t=23013
А имеющиеся быстрые выходы уже заняты?
6У это же всего 6 выходов. У ПЛК110, вроде, 4 быстрых. Т.е. почти столько же.
Я к чему: понятно, что сигнал 0-10V это решение в лоб. Но часто же вместо 0-10V можно ШИМить (да и место в щитке не бесконечное!). Я заказал на пробу MeanWell ELG-150-24B — у этого блока питания управление либо 0-10V, либо сопротивление, либо ШИМ. Попробую подружить его с диодной лентой.
Да я делал так, потому что с адресацией не разобрался. По идее там вообще к битам надо было напрямую обращаться или их завести в переменные.
Не! ШИМ щас мне некуда применять. А если есть опыт в 0..10V, то я бы попросил подсказки вот тута: http://we.cs-cs.net/blog/qstn/279.html
Так я говорил про
Иными словами, в конкретном случае просто выбросили 7 139,00 руб на покупку МУ110-6У.
По 10V у меня опыта нет.
Спасибо, за раскрытую статью. Было очень полезно при настройке связи ПЛК100 с терминалом Omron NB. Пришлось только перекинуть концы. Изначально подключил по схеме Omron RDB+ на B, RDA- на А — не заработало. Финальный вариант, соответственно, RDB+ на А, RDA- на В. Не пойму, то ли я не разобрался сразу, то ли кто-то из производителей накосячил. Никто не сталкивался?
Не за что! Так вроде ж обычно «A» — Это +, А «B» — это минус? Во всяком случае один хрен — заработало и хорошо!
Точнее, может тут косяк мышления? Это если у нас будет RS-232 (COM-порт), то там надо соединять наоборот: TX с RX и RX c TX. А в RS-485 всё соединяется параллельно: Все A — к A, B — к B.
На официальном сайте Modbus есть документик, в котором показано, что A — это низкий уровень. А с 232 я не путаю, там же относительно общего сигналы меряются, RX — отправить, TX- получить, поэтому и крест-на-крест. А в 485 диф.сигнал. Ну да ладно.
Вообще за порталом давно слежу. Уникальный и полезный материал попадается. Только сейчас решил зарегистрироваться. Так сказать обменяться опытом.
С легкой руки Электрошамана купил себе Овен ПЛК63, а оказалось, что он без резисторов работать с аналоговыми входами, кроме подключения термодатчиков, не может.
Пиздец, я считаю, а люди хавают и не жалуются.
Гыгыгыгы!! А ты хоть где-нить видел у меня ПЛК63 хоть раз? Это ж самая младшая линейка, слабая и мелкая и не интересная.
Ну да, резисторы. И даже для модулей аналоговых входов резисторы нужны. Потому что или 4..20 или 0..10. Про всё это надо сначала читать, а потом покупать.
В новых модулях с Ethernet они сделали это без резисторов, но сами модули гавно (я про это ещё напишу).
неа, не видел. Возьму, думал, с экраном, чтобы как человек, а не как CS :)
насколько я сам выяснил, скоростные модули (с буквой С) идут уже правильными, то есть с резисторами.
ты прав. Там читать нужно было на уровне мануала, на их сайте скромно умолчено.
profeMaster Хммм… а вот и ни фига. На их сайте схемы-то даны. Вот тут, в разделе подключения: https://owen.ru/product/plk63/connection
И вот прям ссыль на схему входа: https://owen.ru/uploads/5/plk63_shema_14.jpg для 4..20.
profeMaster
Это удел всех устройств, которые имеют один вход на любой тип устройств — нормировочные преобразователи тоже этим грешат — вначале изучить стоит мануалы подключения устройств и переключения джамперов, потом думать — а подходит ли оно=)
Seneca, не реклама, которыми я пользуюсь там вообще муть по подключениям и настройкам