Щит со сценарным управлением светом на базе ПЛК ОВЕН 110 (вместо Siemens Logo)
Йо! Если вы не в курсе истории про Logo и KNX-сценарное управление светом, то сначала скорее-скорее бегите вот в этот пост (про щиты на Logo и сборный опыт работы с ним) и читайте его начало, где я рассказываю про эту задачу и привожу её условие! =) Ну а я введу вас в курс дела!
В том посте я свёл свой опыт работы с Logo и рассказал о том, что сначала я дико от него зафанател (и вас этим заразил тоже, ибо многие стали брать мои идеи и использовать их у себя), а потом затрахался с ним работать из-за того, что не все возможные штуки можно сделать на Logo.
Например, у Logo все выходы по номиналу тока находятся на границе между автоматами на 6 и 10А: 6А — маловато, а 10А — уже много. И вот когда ты делаешь щит на Logo, ты начинаешь геморроиться и рассуждать: «Так, вот эту бриху выход Logo потянет напрямую, а LED-ленту — через внешнее реле CR-P на 16А и ещё и Меандровскую МРПшку впридачу, а вот эту люстру — просто через внешнее реле», что добавляет сложности щиту и его разводке (потому что когда ты проектируешь щит на 40 групп света на трёх Logo, то очень легко где-то проебать эти внешние реле).
А второй пример как раз и связан с тем щитом, про который я ща рассказываю. Это сложность програмирования на FBD, если нам надо проделывать разные групповые операции с данными по разным флагам. Например, логика вида «Если любая из 20 хреновин не ноль» на Logo превратится в OR на 20 входов, а в текстовом языке программирования можно все эти хреновины прокрутить в цикле из трёх строчек с условием типа IF bla-bla = TRUE THEN bFlag := TRUE; BREAK; END_IF; Теперь представьте, что этих проверок надо сделать 4 штуки. И всё это завернуть в 10 комнат, для каждой из которых всё это повторить… Пиздец! Это будет такое дикое ветвление, что на Logo даже элементов в схеме не хватит. Именно до этого я дошёл, когда пытался сделать прототип программы для этого ТехЗадания… а потом выматерился, открыл CodeSys и через полчаса всё родил!
ВАЖНО! Никакого кода или наводок на его идеи НЕ будет. Код сценарного управления, который я написал, пока закрыт и защищён моим копирайтом. Через несколько лет расскажу, когда выдумаю что-то новое, и эта идея станет не актуальной. Если вы ссылаетесь на идеи из этого поста — оставляйте на него прямую ссылку, чтобы люди знали о первоисточнике!
Щас мы как раз и начнём с технического задания в краткой форме, которое я уже писал в посте про Logo:
- Есть отдельные помещения. В них есть разные группы света.
- Есть кнопки, которые включают сцены — прописанные наборы из групп света. Если нажать кнопку сцены, то она включает её, если до этого была выбрана другая сцена. Если нажать эту же кнопку сцены ещё раз, когда эта же сцена уже выбрана — то эта кнопка включает или выключает сцену.
Остановимся пока на этом, хорошо? Как бы можно было это сделать на Logo? Вот ссылка на комментарий, где чувак делал огрызок примера, НО НЕ ТАКОЙ: он подогнал условие задачи под своё решение, введя сцену «Выключить всё». Но такой сцены (и кнопки для неё) в задании НЕТ! Есть сцена «Ночь», но она НЕ выключает все группы, а вообще задействует работу подсветки плинтусов по датчику движения, и эту сцену (и работу подсветки) тоже можно включать или выключать кнопкой сцены так же, как и другие сцены.
Итак, кнопка должна включать свою сцену или переключать её же. Ну-ка, как бы вы это на Logo сделали? Я даже дам подсказку: надо хранить то, какая сцена была включена до этого и сравнивать: если текущая, новая, не равна предыдущей — то включать новую сцену (Set на блоки Pulse Relay). А если текущая и предыдущая равны — то переключать сцену (посылать Pulse на Pulse Relay).
И вот тут и начется дерьмо с FBD! На текстовом языке я могу завести парочку переменных «Current» и «Previous» и сравнивать их по обычному IF, так как они будут содержать номер сцены… Опа! Номер? А в Logo-то просто так число не запихаешь и не сравнишь «3 = 1», потому что всё, что мы получаем — это сигнал от нажатого третьего входа. И нам надо помнить, что до этого был нажат первый вход… Вот у меня завелась кучка триггеров для того, чтобы хранить номер входа, который был нажат. Потом ещё кучка триггеров, чтобы хранить предыдущий вход. Потом таймеры, которые подавали импульс на запись предыдущего и текущего значений… а потом я просто охуел от этого всего дерьма. Потому что это сожрало целую страницу схемы (А4), а мне надо уместить 10 помещений… И ещё и возможно потом понадобится менять то, какие группы к каким сценам относятся…
Но, положим, вы замутили это решение с триггерами на Logo, и оно работает так, как я описал для вас: если текущая и предыдущая сцена равны — то вы посылаете сигнал ПЕРЕключения на группы света (были включены — выключиться и наоборот). Прекрасно!
Теперь я огорошу вас продолжением ТехЗадания:
- Также есть отдельные кнопки для управления некоторыми группами напрямую, даже если эта группа уже используется в сцене. Кнопка включает и выключает группу так же, как обычное импульсное реле.
«Ооо!!», — ща закричит тот, кто первый раз это читает, — «Так это ж просто! Ваще халява! Просто у импульсного реле на вход Pulse эту кнопку зацепить, и всё будет работать». Да-да! Будет… но до первого ПЕРЕключения сцены! Которое мы тоже через Pulse делаем. Вот тогда-то ваша сцена превратится в кашу: всё, что было включено — выключится, а то, что пользователь уже выключил — снова включится. И вам понадобится вносить дополнительные проверки в виде новых OR и AND… Сколько места это займёт?
А в задании насчёт таких ситуаций (они называются «сцена развалилась») есть пояснение:
- Если была выбрана какая-то сцена, а потом отдельными кнопками какие-то группы в ней повыключали, что сцена считается «развалившейся». В этом случае если нажать кнопку другой сцены — то включается другая сцена. А если нажать кнопку той же сцены — то сцена полностью довыключается.
Ну как? Кровавых слёз нет? У меня были, когда заказчик ко мне пришёл, я ему сказал «Так, ща, посиди минут 10, тут хуйня, я ща в Logo на триггерах накидаю всё!» и засел на полчаса, потом его проводил и сказал что попробую и если получится — напишу на мыло, а то тут чего-то сложно и дофига OR/AND…
Добавим ещё немного гадости, чтобы кровавые слёзы потекли сильнее. Последний пункт ТехЗадания:
- В некоторых помещениях есть датчики движения и плинтуса с подсветкой. Если выбрана сцена «Ночь», то если она включена — плинтуса работают по датчику движения. А если выключена (той же кнопкой, как и другие сцены), то плинтуса тоже не светятся. При этом плинтуса тоже являются группой света и могут просто включаться или выключаться в других сценах как обычная группа.
Вот такой вот пиздец! Попробуйте представить логику только на элементах AND, NOT, OR и XOR! Сколько тут сравнений будет? Я так писал первые свои крестики-нолики в 98 году на Visual Basic 4.0! Хуярил просто кучу сравнений типа «Если номер хода = 1, то… Если крестик в ячейке 1 — то сюда нолик… Если крестик в ячейке 2, то туда-то нолик» и так далее. Я завис в IFах на описании второго хода… и всё забросил! =))
А на чём же можно решить эту задачу? Да на любом текстовом языке программирования, где есть что-то, что позволит хранить не биты, а числа, сравнивать их и обрабатывать одинаковые наборы данных подряд. Там логика превращается уже в совсем другое! Вместо «Если активен триггер второй сцены и если включена группа 2 и если включена группа 3 и если включена группа 5 и если включена группа 6 и если включена группа 7, то вторая сцена в порядке» получается логика «Вот-ка тебе помещение и номер сцены — глянь-ка, везде ли там True на выходах или нет?». И это на порядок проще и удобнее!
И вот тут-то и вылазят любые ПЛК, где есть среда с поддержкой нескольких языков программирования (CodeSys, MasterSCADA и прочее). Напоминаю вам про пост, где я показывал разные языки в CodeSys. Во-первых, у нас есть текстовый язык программирования ST:
Кусочек прошивки для управления освещением на ПЛК
На нём мы можем написать что удобно — математику, сравнения, обработку, циклы, вложенные типы, массивы, даже указатели можно использовать как в СИшнике (я в проекте кое-чего на них и замутил)!
Во-вторых, от нас никуда не девается обычный FBD, причём мы так же можем создавать свои функции или блоки (аналог UDF в Logo). И свой мега-сложный код мы потом можем завернуть в такой блок и в том же проекте прям на FBD нарисовать простую схемку типа «Сюда кнопочки, а сюда лампочки», не теряя наглядности (скриншот из того же поста про виды языков программирования ПЛК):
Пример разработки на функциональных блоках (FBD)
Вот этим всем я и воспользовался, чтобы замутить логику управления. Самый кайф, что логика получилась сборная в виде функций типа «ProcessScene», «ProcessMovSensor», «ProcessMasterButton», которые можно использовать или нет. А сами сцены вообще описываются очень легко и наглядно — по помещениям. Надо перекинуть группу в другую сцену — поменял в паре мест True/False, залил в ПЛК — и всё сразу же стартует. Ну и ещё моё решение легко масштабируется на сколько надо комнат, сколько надо групп и сколько надо сцен. ВОТ! Я аж сам охренел от того, чего я там наворотил! Это пиздец как круто!
Ну, прежде чем я покажу вам финальное видео с ЮТубчика, давайте заценим то, каким получился сам щит. И тут — не хренейте. Да! Это такой уебанский проект, где щит освещения заложен отдельно с выделенными 25А при трёхфазном вводе на 40А. И где силовой щит уже давно сделан по проекту (всё, как я обожаю, бля) на 54 модуля. И ещё где дизайнеры наврали заказчику что можно всё сделать легко и просто за 80-100 тыщь и потом сели в лужу. Короче, вовремя мы появились вместе с чуваком, который взялся там электрику доделывать за этим мудачьём!
Мой щит получится на корпусе серии ABB B высотой в 8 реек. Сверху у него клеммы для подключения кабелей:
Клеммы для подключения всех отходящих кабелей к щиту
Сами клеммы расположены каскадом по высоте. Так принято делать, если у вас несколько реек с клемамми. Причём даже в модулях CombiLine MBK в комплекте идут регуляторы глубины разной высоты, если модуль имеет высоту больше, чем одна рейка.
Если клеммы в щите стоят в несколько рядов, то они располагаются каскадом по высоте
Снизу — силовая часть, так как место в квартире тоже сожрали дизайнеры (как термиты, ей-богу) и верх щита будет находиться выше силового. Поэтому пришлось опустить силовую часть вниз.
Силовая часть щита с автоматикой освещения
Силовая часть тут состоит из рубильника, реле напряжения (я поставил, потому что хер знает что, там в силовом щите на 54 модуля-то — а у нас тут ОВЕН стоит: не пожечь бы его), нескольких УЗОшек на свет и автоматику, реле времени для режима «Ночной» (про эти реле — НоваТек РЭВ-302 и РЭВ-303 — я сделаю отдельный пост), блока питания для ПЛК и релюшек, ну и из автоматов на группы света.
А основную часть щита занимают исполнительные реле для включения групп света. Вон их тут куча:
Исполнительные реле, которые включают группы освещения в квартире
Ещё я решил потестить перфокороб в щитах на EDF-профиле. Получилось средне, так как на WR-профиль он ставится ниже (за счёт того, что профиль в два раза глубже), а на EDF получается так, что нижние контакты релюшек оказываются ещё глубже короба, и провода там надо пихать пинцетом. Но идея — прикольная.
Короб я крепил на П-образные алюминиевые профили, а их уже снизу EDF-профиля:
Способ, при помощи которого можно установить перфокороб внутри щитов ABB AT/U или ABB B на EDF-профиль
Сам щит относительно простой в плане электрики и логики. Вот какие особенности у него есть:
- Все цепи кнопок работают на +24V прямо на входы ПЛК. Я беру ПЛК и модули ввода с оптопарами на входе, которые управляются напряжением. Это защищает их от помех или наводок и даёт нормальную развязку входов.
- На момент сборки щита кнопки ещё никто не выбрал, потому что ищут красивые нажимные круглые кнопки, а не обычные в подрозетник. Потому что никто не знал, будет ли у них подсветка и на какое напряжение.
В итоге мы заложили в кабели отдельные жилы для питания подсветки, и внутри щита их можно переключить или на +24V DC или на 230V AC перемычками на клеммах. - Так как у нас есть датчики движения, то в щите стоят реле, чтобы сделать им развязку с 230V на входы ПЛК.
- Ну и МРПшки от Меандра на группы светодиодных лент. Как оказалось, МРПшки довольно сильно греются, поэтому они стоят под пластроном через фиксаторы BAM4, чтобы лучше охлаждались.
Вот клеммы, которые защищают линии кнопок и подсветок, позволяют выбрать напряжение подсветок и ещё включить ПЛК в тестовый режим всех групп (ПЛК врубает все выходы напрямую для теста, если в клемме стоит перемычка).
Клеммы специальных функций: питание подсветок и сигналы тестирования всех групп света
Я стал закладывать такой вход в систему для того, чтобы и релюшки в щите проверять, и на месте на объекте люди могли легко работу всего света проверить. Вот как всё классно светится:
В щите есть режим тестирования всех выходных реле (для отладки и проверки групп света)
Как вы уже могли увидеть, релюшки тут есть и CR-P, и CR-M для того, чтобы свет можно было аварийно включить вручную без ПЛК.
Вот что касается релюшек… то тут Logo тоже меня достал. Знаете, Logo был хорош для света тогда, когда тебе надо просто им пощёлкать. И когда были лампы накаливания — когда ты на 6А автомат мог посадить 230 * 6 = 1,3 кВт нагрузки и не париться. А щас начались все эти светодиодные херни, стартовые токи… В этом случае ПЛК сначала тебя ломает в ноль, заставляя везде ставить внешние релюшки, а потом ты понимаешь то, что эти внешние релюшки рулят: если что — то и заменить можно легко и просто, и у тебя ВСЕ выходы однотипные — на релюшках на 16А. Ставишь автоматы на 10А — и не паришься. Только МРПшки в особо важных случаях!
Ну а сердцем нашей системы является ПЛК ОВЕН 110-ой серии и модули ввода-вывода Мх110.
ПЛК 110 от ОВЕН - сердце автоматики щита со сценами света как KNX
Если кто следит за ОВЕНом, то вы наверное в курсе, что у них вышел ПЛК 210-ой серии «имени меня» — с «-CS» на конце. Я как узнал — так ржал до чертей! Вот совпадение так совпадение! Вроде как он и с визуализацией, и с Ethernet… но в небольших щитах моего класса мне до сих пор удобнее использовать ПЛК110, так как они — самые компактные и при этом мощные в линейке ОВЕНа, так же как и модули ввода-вывода Мх110 с ModBus. Да и щит от сетки не зависит — вся связь внутри щита. Поэтому я использую эту систему, особенно для таких щитов, где не нужна визуализация, а надо просто пощёлкать светом.
И вот теперь нам осталось подбить инфу про этот щит, потому что когда я программировал — я чуток доработал техзадание с развалившимися сценами и датчиками движения. Итак:
- Большинство света в квартире управляется при помощи сцен, которые включаются и выключаются кнопками. Нажал кнопку сцены — она включилась. Нажал кнопку другой сцены — предыдущая выключилась и включилась новая. Если нажать кнопку текущей сцены — то сцена начинает целиком гаснуть или включаться попеременно.
- Некоторые группы света могут управляться своими кнопками (включаются и выключаются) отдельно, без сцен. Так как сцена — это конкретный набор групп света, то если мы включим-выключим группы с ручным управлением, то это не будет совпадать со сценой. И тут есть три варианта работы:
- Если ткнуть кнопку другой сцены — то она и включится, весь свет загорится так, как в ней прописано;
- Если текущая сцена была включена (лампы горели) и вы что-то выключили вручную — то когда вы ткнёте кнопку этой же сцены, вся сцена довыключится полностью.
- И наоборот, если вы погасили текущую сцену, потом включили какие-то группы вручную и нажали кнопку этой же сцены — сцена довключится целиком.
- Если выбрана сцена «Ночь», то плинтуса работают по датчику движения. Так как эту сцену тоже можно включать-выключать, то если сцена выключена — плинтуса по датчику не работают.
- Если выбраны другие сцены (не «Ночь»), то плинтуса или включены, если это прописано в сцене или, если они в сцене не прописаны, начинают автоматически работать по датчику движения в определённое время (вечернее), которое настраивается в реле времени.
А теперь смотрите стёбное и чуток сумбурное видео про этот щит в работе:
А дальше на этом красотульки кончаются! =) Закрываем пластрон на силовую часть:
Закрываем пластроны в щите...
А потом и остальные пластроны!
...и получаем грустный снаружи, но зверский внутри щит =)
После этого щит становится таинственно пустым, но со сложной начинкой! =)
Проекту исполнилось 15 лет! Поддержать проект материально, проспонсировать проекты Автора или сделать ему подарок можно на этой странице: "Донаты и Спонсорство, Список Желаний".
Круто, Шаман.
Но олдскульно — на кнопках.
Ща новое поколение заказчиков подрастает, им надо, чтоб все с голоса управлялось :))
А в чём проблема? Нехай все эти голосопёзды дают блок с выходами типа СК/ОК — и прикрутим их сюда же!
Если ПЛК имеет возможность управления через ethernet (тут без оглядки на установленный), то добавление управления голосом решается внешним сервисом.
То есть связка получается такой ПЛК прокси в квартире Облако.
А там хоть с Алисой, хоть с Алексой договаривайся.
Хм, блог съедает стрелочки из тире и угловой скобки.
Не, так а ЧТО по Ethernet-то должно быть? TCP/IP какие-то команды?
Да, прокси устанавливает соединение с внешним сервисом и обеспечивает конвертацию входящих запросов на управление в протокол, понятный ПЛК и отправляет по LAN. И после получения ответа со статусом от ПЛК отправляет ответный пакет во внешний сервис.
Гммм… ежели я верно понимаю, то чуть ли не на ПЛК110 можно накатать что-то такое (я не пробовал ни разу)!
Потому что для него есть библиотеки OSCAT, а в них есть раздел «Network», а в нём есть что-то про DNS, HTTP — а значит можно заставить ПЛК куда-то коннектиться и что-то оттуда запрашивать. Ура! =)
У овена и свой облачный сервис есть — https://owen.ru/owencloud
Там даже поддержка мобилок и API заявлена. Так что управление голосом где-то рядом)
Да, я знаю. И даже я его налаживал уже. Но это обмен или сбор данных по ModBus, это не совсем то.
Конкретно в овенах не силен, но если что-то имеет ethernet порт и может принимать команды для изменения состояния уже поддается внешнему управлению.
Вопрос только в наличии или разработке нужного ПО.
Интересно, как заказчик будет выкручиваться с выключателями?
В KNX-выключателях можно взять, допустим, компактный модуль сразу с 6 или 8 кнопками, из которых часть назначить ответственными за сценарии, а часть — за отдельные группы света. И там есть поля для надписей.
А на обычных выключателях/кнопках как это реализовать? Это ж огромные блоки придется набирать.
Или я чего-то не понял?
mclaytonn можно поставить итальянские наборные блоки выключателей, или вообще mosaic формата.
mclaytonn Хех… пока кнопки ИЩУТ дизайнеры. Тут блоки не такие огромные, на самом деле. В большинстве помещений — только три кнопки на три сцены в разных местах помещения продублированы.
И только именно около бра или других групп (которые отдельно рулятся) стоят ещё кнопки. Так что тут роялей нет =)
По совпадению, только позавчера я загляделся на работу этого реле. Был в пункте выдачи одного магазина и там стоит стенд с модулькой и красиво перемигивается. РЭВ заинтересовало своим дисплейчиком. Он микроскопического размера, зрение для него нужно будь здоров, да. Придя домой, запросил спеку на него с сайта. Втайне надеялся, что там будет корректировка внутренних часов по внешнему источнику, но, конечно, увы. Уход часов: до 1 секунды в сутки. Это 6 минут в год. Ну ладно, чо.
Для управления голосом можно прикрутить сервер, например, с OpenHAB, который даже на малинке заводится. У него есть плагины для ModbusTCP, через него он отлично опрашивает ОВЕН.
Я с нем через соответствующий плагин научил Сири на яблокофоне щелкать выходами ПЛК110 голосовыми командами. Пока еще, правда, все это на стенде домашнем, но с лампочками на выходах ПЛК через релюхи для демонстраций жене =) И нам нем же можно графический интерфейс замутить.
P.S. фото стенда =)
d77s Гыгыгы )) Ну вот я напишу. РЭВ-302 крутое, но там дисплей мелкий. А в РЭВ-303 — OLED, и он более чёткий.
Gozila Оо!! Крутяк! Я не в теме голосового просто! Если чё — будет у кого спросить =)
Насчет компактных настенных мульти-кнопок хочу обратить внимание на достаточно редкую и поэтому заказную, но очень достойную позицию от JUNG:
Multi-Switch 532-4U
Это сразу четыре независимых клавиши звонкового типа в одном стандартном посте, которые накрываются квадратными клавишами с тонкой рамкой.
Эти клавиши были разработаны для применения в комплексе с релейной станцией RS 8 REGHE:
https://www.jung.de/lv/interneta-katalogs/367463065/
pressmaster Ну ты мне слал это на мыло. Нет, это не про этот случай. Там речь идёт о других кнопках… нужны именно круглые. Ща, с мыла отпринтскриню.
Кстати!! Я тебе на мыло пока НЕ отвечаю, потому что (уже видать после НГ) сделаю пост про ОВЕНские ПРки — и хочу тебя на них подсадить! =)
Как интерфейс — здорово, но вот обвешивать весь дом микрофонами и динамиками чтобы слышать ответ — лениво :(
Тут я согласен, с микрофонами затея так себе, но лично у меня дома телефон чаще всего под рукой, и идея была пользоваться именно им для голосового управления.
Сейчас ещё и все лучше допиливают умные колонки, которые тоже, скорее всего, можно заставить взаимодействовать с OpenHAB (сам не пробывал, буржуины пишут, что работает, но по мне голосовое управление чисто как приколюха, поэтому смысла тратиться на подобные девайсы с глюками не рационально, хоть и явно через какое-то время они займут своё место в доме)
Сравнить Simens LOGO с ПЛК ОВЕН равносильно сравнения Basic с С++. Simens LOGO для более простой автоматизации с одним сценарием.
pressmaster
спасибо за наводку! Изучу. А то тоже ищу неспешно на свет и ничего не нравится. Хочу не меньше четырех в одном подрозетнике стандартного размера, а не попадается. У пятикнопочной сборки на Celiane — подрозетник сдвоенный. Valena и Unica не более двухкнопочных и пружинки эти злополучные еще им. Уже подумываю закрыть подрозетник тупо заглушкой и в нее самому врезать круглые кнопочки.
CS
Слушай, а вот вопрос, я на даче себе поставил пром датчики, а так вообще в жилых помещениях Namur вместо СК как то используется?
Romesskin Не скажи. В Basic было API =)) И даже более-менее нормальное! И OLE вовсю было! =)
eteh Это искробезопасный что ли? А нафига он дома нужен? Да и в промке поди не везде используется — там всё равно искробезопасное сначала херачится в 0..10/4..20 — и потом отдаётся на входы ПЛК.
CS
Нет — это сухой контакт 4 состояний — открыт, закрыт, обрыв и КЗ.
В целом удобная вещь.
Я почитал, там написано было про ток и то, что взрывобезопасный.
Вроде как такой принцип контроля тока шлейфа ещё в ОПС юзают.
Gozila, CS: Тут, эта, пред тем как угорать по голосовому управлению рекомендую ознакомиться с видео: https://www.youtube.com/watch?v=ozIKwGt38LQ
CS, согласен, но «мощнее» все же был C++, иначе все ОС писались бы на Basic.))
Это и так очевидно, что не стоит системы безопасности и жизнеобеспечения вешать на подобные игрушки. Хоть и взлом на видео отнюдь не тривиальный: лазерный микрофон найди, момент нужный поймай, голос запиши, …, на первый взгляд не проще, чем отмычкой по старинке дверь вскрыть, но все равно рановато использовать такие вещи на входных дверях, если только на дверь в комнату подростка.
Я не одобряю открытие доступа к камерам то сделать классическое через P2P, а только через личный VPN, IPSec’ом закрытый, а тут замки с голосовым управлением ставят.
d77s Посмотрите Bticino.
AlexWWT Я могу ответом моё любимое набросить, вот: https://www.youtube.com/watch?v=4W6Hru27l-s =)))
Не нашёл той ссыли, которая была с переводом (сам видос скачал себе давно). Ваще угар! =)) Надо всем бля показывать про умный дом =)
Gozila Во-во! Я тож за VPN, тем более что я ща примерно разобрался с VPN-сервисами и туннелями, когда какой-нить внешний сервси даёт туннель, если у тебя нет белого IP.
А значит снова даёшь нормальные WEB-интерфейсы. Без облаков! =)
Шалом алехем! :)
А ведь я тебе когда-то давно писал, что лого этот — ограниченная хуйня.
Прикол в том, что овен — такая же хуйня, с чуть большим набором возможностей.
Если бы не косяки с качеством виренборда (но тут со слов) — это было бы самым правильным решением: да, некоторая ебля с линуксом и незнакомой тебе средой разработки (ну ты ведь уже ебешься с овеном, хыхы) — зато возможность реализовать ВООБЩЕ ВСЁ, что можно запрограммировать и физически законнектить (а в случае с виренбордом можно закодить и законнектить настолько дохуя всего, что никакому овену и не снилось).
Мы ключи получили, скоро позаёбываю тебя своим заказом ))
creator Не согласен. ОВЕН — не хуйня, потому что ПЛК. Программируй что и как хочешь. И ModBus есть нормальный.
Позабёывать? Договор подпишем — и хер у тебя получится позаёбывать. Нормально работать — без проблем.
ну я в хорошем смысле позаёбывать.
Где можно почитать про то, что умеет овен? Сайт овена не предлагать, ибо это пиздец какой-то.
У меня почитать! =) Только так, именно про ОВЕН, тебе никто не напишет, потому что ОВЕН — это просто ПЛК со средой разработки CodeSys.
И вот всё, что на ПЛК можно сделать — то он и может %)
Есть пост вот такой: https://cs-cs.net/sh-plc-formaliaciya-osobenosti-proekta — скорее всего ты про это спрашивал. Ну и ещё порой раздел https://cs-cs.net/category/autm-plc — там всё-всё.
Привет!
Не знаю, помнишь ли ты меня. под этим ником я когда-то писал на мастерсити, ну и было дело, как-то заезжал к тебе в Одинцово за винтами для Twinline.
Специально зарегился чтобы оставить коммент.
Я понимаю что задача, которую ты описал, плохо подхоит для FBD и гораздо лучшее реализовать иначе, в том числе, как ты написал. Но, имхо, зря ты ругаешь FBD в целом… на самом деле чистым FBD сейчас почти никто пользуется, при этом очень популярен CFC как некая эволюция FBD (при том что CFC не соответствует IEC61131-3, который как раз описывает типовые языки PLC). Но по своей сути это одно и тоже.
Более того, на CFC реализованы наиболее сложные и крупные с точки зрения управления объекты промышленности, например вся нефтехимия и химия.
Но в целом я соглашусь с тем что каждый язык имеет оптимальные сферы применения и делать сценарии на FBD ну совсем не айс.
С другой сторогы, я накидал программку, реализующую сценарное освещение (CFC) чтобы сказать что не все так плохо в этом направлении. Она на самом деле мне не нравится и в целом я бы сделал не так, но здесь была задача сделать это на диаграммах. Просто типа демка.
Возможности такие:
— Семь кнопок со сценариями. Количество можно наращивать (меняем Int на DINT и превед медвед). Ну даже инта хватит, это реально дохуахуа сценариев.
— 32 лампочки с дискретным управлением. Количество можно наращивать (не так удобно как со входами, но пох. А 64 вообще без проблем).
— Программе пох на пропадание питания. Восстанавливается и работает «как было».
— У каждого сценария есть два параметра — значение, это со сути битовая маска лампа 0..31 вкл/откл. И маска — битовая 0..31, единица это когда бит из значения используется. Если ноль, то не используется. Когда все биты маски единицы, сценарий управляет всеми лампами, когда только несколько — только этими. Это позволяет свободно комбинировать сценарии — напримеР, один свободно зажигает / гасит все лампы, а другой только часть. При этом остальные при переключении не задействованы и сохраняют свое старое состояние.
— Нажатие сценария активирует его, еще одно нажатие того же сценария выключает все лампы сценария.
— Активация другого сценария влияет на лампы предыдущего (включает/отключает их) только если есть пересечения по маске ламп.
— Да, важный нюанс! Если ты нажал сценарий «включить все», а потом любой другой — то при повторном наатии «включить все», все лампы сначала включатся, и лишь если повторно нажать — отключатся. Это не бага, а фича. Просто это демо, это довольно легко переделывается в то, как надо.
— При одновременно нажатых нескольких сценариях выбирается старший по приоритету (с большим номером). Можно реализовать любой другой вариант выбора сценария, заменив входной блок.
— Требует мало памяти и быстро работает (далеко не у все контроллеров есть работа с битами в инструкциях CPU и даже выравнивание данных. В итоге все биты у тебя по сути становятся вордами, если не двордами).
Слева входы (кнопки или выключатели, пох — главное чтобы состояние поменялось!), справа — выходы (лампы). Внутри проги как сцены, так и конфигурация ламп записаны в виде чисел, которые являются битовыми масками.
Блоки AprFbRemXXX — сохранение входа при Enable=true, во всех остальных случаях выход будет какой он был при прошлом значении Enable=true. Блок использует реманентную память (энергонезависимую) так что ему пох на отключение питания ПЛК…
Один такой блок хранит прошлый номер (ндекс) сцены), второй зпоминает комбинацию выходных лампочек (она меняется в зависимости от наслойки сцен со временем).
Mux_XXX — тупо мультиплексор, коммутирует вход N 1 на выход Out в зависимости от N (Т=0 -> In01 и т.д.)
Ne_Int — побитовая инверсия Int. And, Or и т.д. ну это понятно. Output — раскладывает Dword на биты, зажигая лампочки.
Блок Index преобразует индекс бита в число, то есть по сути это номер сцены в формате int. Есть приоритет при одновременном нажатии нескольких сцен, то есть в итоге все равно будет одна, ее номер для Index_Bit00 = 1 и т.д., если ничего не нажато то ноль. Да, реально у проге на входе int — как его получить, это уже на любителя.
Индекс бита (номер сцены) одновременно сравнивается с прошлым запомненным значением и нулем (это надо чтобы избежать сравнения с нулем на выходе Index когда отпустят все кнопки).
Если одновременно эти условия выполнены, то произошло переключение номера сцены и мы запоминаем ее в ScIdRemanent. В этом и минус проги, связанный с тем, что помнится только номер сцены, а не ее бит-индекс в «массиве» битов.
Независимо от того, были нажаты кнопки или нет (это влияет только на запись в реманент), ScIdRemanent на выходе выдает номер сцены которую он запомнил.
Одновременно этот номер идет на входы двух мультиплексоров, которые выбирают по этому номеру массивы битов работы ламп и маску. Причем массив значений заменяется нулем если кнопка сцены была нажата повторно (IsScChanged = 0).
Далее рабочие лампы сливаются по маске с предыдущими и запоминаются.
Все это накидано на коленке и могут быть баги. Один уже как минимум вижу — в GT надо поменять аргументы местами :-) Так же есть нюанс со сценами (см. выше). Ну и еще кое-чего
Но это не серьезная программа,а просто демка того, что не имхо стоит списывать диаграммы со счетов ))
Alexey_Spb Я тебе отвечу кратко. БЛЯДЬ! А теперь сделай то же самое на Logo и только на FBD.
Где, мать его, MUX нету, где разодрать байт по битам нельзя, где сравнить ничего тоже нельзя. Где только или булевые переменные или сразу же знаковые с плавающей точкой.
Я ругался про это. CFC я сам юзаю на CodeSys вовсю. Причём где-то смешиваю так, что часть функций пишу на ST, часть на CFC и вызываю их друг из друга.
Так что ты — молодец, но это не про Logo.
Мерси!
Да без проблем! =)
CS: Ну ты прав в том что на FBD это будет дольше и геморнее, и вообще конечно нет смысла это делать.
И, кстати, стоит ли сравнивать со 110 Овеном — просто разные классы, Logo это днище сименса, ессно там только самые примитивные проги можно делать.
Но я пишу это все чисто из спортивного интереса, это как программировать на эзотерических языках типа Brainfuck ))
В этом случае, например, собирание / раскладка битов делается за счет использования пересекающихся адресных пространств (в большинстве ПЛК можно использовать биты типа B1000.0..15 или сразу слова W10000, а у взрослого сименса, даже начиная начиная с ETшек есть вообще шикарные возможности).
Ну и для любителей можно и математикой на FBD ))
P.S. Давно хотел тебя спросить, а почему, собирая таикие хорошие щиты, ты в них ставишь Овен? Просто в мире автоматики это котируется примерно как EKF в мире автоматов, в общем, я бы сказал что решение которое не соответствует общему уровню твоих щитов. Что тебе в них нравится?
Alexey_Spb Начну с конца. Нее! Вот лет пять назад ОВЕН как раз и был как ЭКФ или ИЭК. А щас они ввели жестокий и жёсткий контроль за производством, стали делать дофига сами под своим контролем (а не аутсорсить) — и у них качество резко выросло.
Второе, почему — потому что CodeSys, а не всякие мутные среды разработки. C CodeSys я легко могу на другие ПЛК пересесть, которые её поддерживают (Beckhoff, Wago, ABB), а не засирать каждый раз комп новыми програми и средами разработки.
Третье, охуенно крутые корпуса для щитов по размерам! Такого ни у кого нет! Везде или очень большая глубина, или ебанутые клеммы (из-за которых тоже нужна большая глубина). А ОВЕН отлично лезет даже в AT/U.
Четвёртое — это их заточенность под промку среднего класса. Тут два пункта:
а) У них везде есть ModBus, но нормальный (115 200 как с куста даже в ПРках). Даже есть щитовые индикаторы с ModBus. Вообще, у них охуенная линейка продукции под одной кучей — датчики, измерители-регуляторы, ПЛК, панели оператора, всякие другие штуки — и всё с ModBus.
б) Заточенность под промку среднего класса убирает сверхвысокий пафос вида «мы сименс, у нас разъём для ProfiBus стоит под 2-3 тыр, зато быстро монтируется», а качество — то же.
Ща на моих глазах это всё происходит у них. Всякие новые штуки делаются. И я их уже в класс АББ записал. Но за последние два года.
Да бля! Да даже ПРххх от ОВЕНа уже делает сименс по проганью! Мне с ЮТуба парень даже прислал макрос — он СМОГ сделать сцены на ПРке! А на Logo — хуй!
CS, вот не соглашусь (хотя в чем-то тебя понимаю)! Не получается ли что ты выбрал сначала Овен (исторически), а сейчас просто находишь плюсы в их адрес? Пробовал ли что-нибудь кроме ОВена и лого, который вообще считается «умным реле»? Сейчас на самом деле дохрена ПЛК, их делают все, кому не лень, вон даже Ваго делает ). И у многих есть все, что ты написал про Овен, я бы сказал все пункты… Более того, Овен сам ничего не предумывает, все что у них есть это воплощение идей, которые скоммунижжены у других производителей задолго после как аналогичные продукты уже давно на рынке. Та же Web-панель :-)
Очень рекомендую попробовать разных производителей и потом остановиться на выборе. Но смотри сам, если тебя всем устраивает овен, то ок. Я работал немного с Овеном в свое время, пришлось налаживать объект, где, кстати, стоял 110-й. Так я так проклял то, как у них клеммы сделаны и как промаркированы. Нихрена не разобраться в собранном шкафу, очень легко допустить ошибку при монтаже (что там монтажники не раз и делали из-за очень специфичного расположения этих клемм) Но тебе они чем-то нравятся, хотя я реально не понимаю чем..
На самом деле действительно удобны для монтажа только системные кабели (это когда на модуле не клеммы, а колодка и у кабеля колодка тоже ответная колодка c одной стороны и колодка для подключения к массиву реле или распушенный хвост для подклчения к клеммам на другой стороне). Но они походу есть только в контроллерах DCS-класса (например, CentumVP или DeltaV), которые никогда не будут ни в домах, ни на большинстве предприятий с относительно простыми системами автоматики. Почему-то производители решений недорогой дискретной автоматики не додумались внедрить такое у себя, а ведь это реально лучшее, что придумали для удобства монтажа контроллеров.
Про жесткий контроль качества в Овене — блин, это они тебе сказали? Просто это говорит каждый первый — начиная от Севкабеля (купил вчера бухту в Электромонтаже, а там 1.3 вместо 1.5!!) — при том у них на сайте до сих пор висит статья о том как надо бояться «заниженной конструкции кабеля» и заканчивая, не будет на ночь помянутым Меандром, который тоже все строго контроллирует. Ну не будет его в России на том же уровне, как в мире, не будет! Ну и учитывай еще объемы производства — Овен выпускает очень мало средств автоматизации, очень мало. Следовательно, малая база для вылова косяков, исправлений, малый отдел R&D и прочее.
Вон тот же Simatic и S7 как одна из его веток на самом деле пестрит багами и косяками, несмотря на то что его вылизывали многие десятилениями, а все они находятся потому что это поставщик номер 1 в мире по объему плк.
И, кстати, зря ты Сименс по лого судишь. В целом S7 довольно тяжелая и специфичная система (если говорить о взрослых сериях) и вообще не подходит для дома (хотя бы из-за цены). Но с точки зрения его возможностей, не стоит его недооценивать. Лого это же просто умное (а вернее тупое) реле, зря ты их с овеном 110м сравниваешь ))
А ты пробовал использовать контроллеры ABB, раз у тебя автоматы ABB?
Alexey_Spb У меня ощущение, что ты мне это всё навязываешь или не любишь ОВЕН, а не советуешь. В стиле «тебе это понравится, делай так». А это — бан.
Точнее, даже так. Меня ЗАЕБАЛИ старпёры, которые попали не наудачный период ОВЕНа. Такое было в начале 00ых с автоматами ABB тоже. Тогда от них плевались все, кому не лень. А я попал на хороший период ОВЕНа и АББ.
Также, по новой политике блога, я принимаю тестовые образцы (но не обязан писать обзоры и позитивные обзоры). Поэтому если ты хочешь, чтобы я что-то попробовал — то напиши мне на мыло, я тебе дам свой адрес — и ты присылай мне полные Dev Kit всех ПЛК, которые хочешь чтобы я потестил и попробовал. Ферштейн?
Cs, когда я говорю тебе вежливым тоном о своём мнении и спрашиваю не хотел ли бы ты попробовать что-то, кроме Овена и Лого, а в ответ ты говоришь о бане и о том, что те, кто критикует Овен, «старперы», я чувствую разачарование и гнев потому что я думаю что на этом блоге собственное мнение разрешено иметь только тебе и что здесь можно общаться лишь тем, кто полностью согласен во всем с тобой. И поэтому я прошу прекратить меня оскорблять и вести диалог спокойно и вежливо.
P.S. Если бы я был владельцем фирмы, которая торгует контроллерами, я бы дал их тебе на тест. Но, то что я не могу дать тебе их, не значит что я не могу говорить о том, что мне нравится, а что нет. Если ты не готов слышать критику плк Овен, хорошо. Я тебя услышал.
Да. Это мой блог, и здесь может быть только моё мнение по некоторым вопросам.
То, что ты написал, я считаю навязыванием мнения. В таком ключе общение здесь я запрещаю.
Можешь прислать мне образцы на тесты — присылай. Не можешь — нехер советовать. И точка.
А теперь поясняю, откуда такая реакция:
а) Я пишу про форм-фактор, про глубину щитов.
б) Пишу про то, что ОВЕН занимает нишу между сверхнадёжной промкой и шлаком.
в) Пишу про применимость для своих решений.
Всё это было тобой пропущено мимо ушей, и ты повёл себя в стиле ЮТбочных комментаторов, которые дальше двух слов не видят. За что я тебя отругал и послал нахуй к чертям в ад.
Если ещё боле жестоко пояснить, то это будет звучать так: нахер ты лезешь со своим сименсом и прочей херовиной, для которой требуются шкафы глубиной от 250 мм, нахера ты выкладываешь пример НЕ на FBD Logo, если речь тут шла именно о нём?
Так понятнее, за что я обозлился и посылаю? Такие вот услуги называются медвежьими: когда человек хочет сделать вроде как доброе дело, а на деле только гадит. В том числе и на мой блог. А я этого не потерплю.
Завтра к вечеру я эти комментарии подчищу. Логин блочить не буду, но предупреждаю: такого навязывания мне здесь не надо.
Alexey_Spb
Ну на часть сименса в виде 1200х плк, которых производство перенесли в Китай и на них иногда вживую слетает программа, я уже тут жаловался. Строить на ОВеНе промышленную сеть я тоже пока опасаюсь, дело и предрассудков и буквально 3 дня назад партии глючных индикаторов, так что новый контроль — новым контролем, но хоть поменяли без вопросов=)
Для себя пока из ПЛК по опыту самыми стабильными для пром исполнения нашел 2 ветки — Mithsubishi японские с не самой удобной средой разработки ну и отечественные, на удивление, ПЛК, но их программировать охренеешь с костыльным подходом и мутным ЯП.
Для дома и души потихоньку воткнул пару дареных 110х и исследую мастерскаду 4д — благо потихоньку под нее поддаются протоколы других плк и устройств, а самое простое стыковку начинать в условно-бесплатной и весьма мощной скаде проще с овна, поскольку он там реализован нативно=)
Шаман, шалом. Смотри, что нашёл.
https://ab-log.ru/smart-house/ethernet/megad-2561
Дешевле виренборда просто сразу на порядок, и как мне видится — интереснее в 1000 раз овена вот поэтому:
То есть искаропки есть вообще всё, что нужно.
creator Нееет! Только не эта инфекция!!
У меня было пять штук заказчиков под неё — и ни один заказчик не смог даже внятно сформулировать свои хотелки!! Вот я писал, читай: https://cs-cs.net/sh-plc-formaliaciya-osobenosti-proekta#52___ab-log (и на дату поста смотри).
Ни хера эта пизда не интереснее ОВЕНа, потому что овен имеет нормальную сертификацию и нормальные данные про гальваническую развязку (вот картинка для ПРки). А это больше смахивает на поделку микроконтроллерщиков для микроконтроллерщиков. Своя ниша у неё есть, но для меня эта хрень выглядит некрасиво, а программируется блевотно и зависит от сетки.
Ну чё ты начинаешь, нормально же общались!!!)))
Способность нормально сформулировать — она от заказчика же зависит, не от железки.
В данном случае чёткот от железки. Почему-то Ab-Log влияет на людей так, что они забывают про всё на свете.
ну хер знает, я с ума не схожу. Но железку мечты пока что никто не сделал.
Ближе всех виренборд, но там нарекания по качеству…
CSыч, а у Овена, при включенных резисторах подтяжки, какое напряжение на rs485?
Они к своему источнику питания подтягиваются?
Ни разу не мерил. Вопросы будут такие:
1. На чём мерить? Ну вроде как на мастере. Могу вон в ПРке смерить (читал про них пост?), так как раз в режиме мастера стоит подтяжка.
2. Между чем мерить. Там же ж гальваническая развязка через DC/DC-преобразователь сделана. И померить можно только между линиями A-B… А что там намеряешь?
3. Вроде ж если развязка — то ни к какому питанию они не подтягиваются (если только к питанию после DC/DC).
Если есть возможность, померяй все 3. A-B, земля БП — A, питание БП — А
Мне нужно датчик подключить, там MAX485, у него написано для A и В максимум 12 вольт
Driver Output Voltage (A, B) -8V to 12.5V
Receiver Input Voltage (A, B)-8V to 12.5V
В мануале на ПЛК210 нарисована подтяжка к 24Вольтам. При условии делителя, будет вольт 10. За гальваническую развзязку RS485 не скажу.
MechMan Какой датчик? Так если у него RS-485 — то он во всём мире будет один и тот же, потому что это стандарт же.
Меряю на ПР200:
от +24 до A = 0V
от +24 до B = 0V
от PE до A = -0.3 V (типа наводки)
от PE до B = -0.3 V (типа наводки)
от A до B = 5V
Отлично. Спасибо! MAX485ESA T, Приемопередатчик RS-485/RS-422. Сам датчик TTL
А стандарт он по моему, только AB нормирует, разница не менее -200 миливольт. хоть к 5 вольтам подтягивай.
Туплю! А как это датчик TTL? Если мы именно про RS-485 говорим, то там TTL быть не должно.
Ну TTL — это ж будет обычный USART от микроконтроллера (пины Rx, Tx). А это не RS-485. Поэтому по идее датчик должен будет спалиться или не работать =))
Короче, если у тебя там стоит MAXовский конвертор — то всё норм будет.
:) Сам датчик TTL , я его через MAX485 подключаю.
https://aliexpress.ru/item/32863793412.html
Вот, всё вкурил! Тогда всё заведётся без проблем!
Hello everybody!
Хочется выразить свое восхищение: Качество сборки, маркировка, компоновка и т.п. просто обзавидуешься. Возникает даже такое желание всех заказчиков, не согласных на TwinLine послать нахер. Ну ничего, это пройдет со временем ;)
Но есть и парочка вопросов, в порядке обмена опытом:
1) Не совсем понял: ПЛК и сигнальные цепи на 220В кажется?
2) Эти реле рядом с ПЛК смотрятся ИМХО анахронизмом. Для чего они если все есть в нём? Как их программировать заказчику если он захочет подкорректировать интервалы? Пластроны снимать?
Может стоило поставить вместо этого за те же 12-15 тыр что и реле простенькую сенсорную панель Modbus и получится уже реальный УД? Ну и другие есть варианты типа OpenHub или Majordomo, здесь проскакивали комменты.
Lexander Перечитай пожалуйста ВЕСЬ пост ВНИМАТЕЛЬНО в плане ТехЗадания.
1. ПЛК и цепи на 24V DC.
2. Какие «эти реле»? Если ты про реле времени — то оно одно и на последней фотке щита видно, что это обычно реле на DIN-рейку, все органы управления которого находятся над пластроном.
3. В данном случае УД и интерфейс пользователя НЕ требуется ВООБЩЕ. Это тоже написано в посте в плане того, что «нужен простой и автономный щит».
4. И это даже н TwinLine. При чём тут TwinLine?
Поэтому, традиционно, я ругаюсь: глаза разуй и читай пост внимательно, придурок!
Этот квест с регистрацией…
Ну что, я сделал этот алгоритм на лого, черновик выложил тут.
https://youtu.be/MfKIQdOJJZ8
Могу усовершенствовать до следующего:
1. Выключение или включение всего света в комнате по двойному нажатию любой кнопки в комнате, а то как то нелогично, выключил бра, а выключать свет пошел нажимать кнопку сценария, или включил бра, а хочешь всю комнату зажечь, а надо вставать с уютного кресла и жать кнопку сценария.
2. Пол предлагаю выделить в отдельный сценарий, не связанный с другими, автономный как бы. И его включение или выключение в комнате производить по длительному нажатию в данной комнате.
MikhailGl Это не квест. Это как у нормальных людей. Мыло, подтвреждение.
Так, а где звук на видео? Ты там вроде что-то поясняешь, вроде даже как верхние входы — это сценарии, нижние — это группы. Но ни хрена без звука не понять, хоть я вижу что там чего-то щёлкает и меняется, ага.
Задаю такие вопросы:
1. Тест на внимательность. В хер ли ты ПР200, если речь шла вообще об ST-языке? На ПР200 это чувак сделал сразу же, через неделю после поста.
2. Перенастройка групп и их привязок к сценам. Сколько надо времени и кодинга, чтобы сказать «Во, пусть группа Бра в Сцене ОБЩЕЕ не управляется, а управляется в сцене ВЕЧЕР»? В ST мне просто в маппинге надо FALSE/TRUE поменять, и всё. Дело 10 (с запасом) минут.
3. Масштабируемость. Это был ещё один пунктик, из-за которого я послал в пень лого. Ты сделал это ща на 8 групп света (так?), и у тебя ушло 64, что ли маркера? Из 64х? Не понял ни фига. А как же остальные группы? И как быть, если групп там будет около 5 штук?
4. Ещё (может из-за звука) я не увидал то, как разные сценарии группы переключают. Ну то есть нажали I21 — у нас врубились одни группы. Нажали ещё раз I21 — они же погасли. Нажали третий раз I21 — снова включились. Нажали I22 — те же группы переключились под другой сценарий.
У тебя я вижу, что I21 управляет группами 1-4, а I22 — группами 5-8. А это неверно: одна и та же группа может входить в разные сценарии.
Я же написал, это черновик. Сейчас я все поправил, и запишу видео про разные группы, сценарии и пр.
У меня так сгруппировано, потом в видео поясню: сценариев 4, групп 5, в группах по 4 потребителя. Т.е. в группу может входить свет основной, бра и подсветка пола, к примеру, группа, это одна комната, в которой несколько потребителей.
Это никак не противоречит тз, это даже расширяет возможности тз. Но это не основное. Звука нет, тк звук я пишу на другом компе, на работе. Щас запишу еще раз видео, со всеми расписанными сценами и группами, а завтра наложу звук.
Я писал по тз которое справа на экране, даже не видел там про довключение, а оно работает. Думал это плюс, а потом посмотрел твое видео внимательнее и оказалось что так и надо.
Я же написал, это черновик. Кстати, когда почитал комменты, то увидел, что он один в один повторяет предложенный тебе алгоритм на лого скрине, который ты сразу забарковал, это правильное направление, там просто есть одна ошибка автора, прикинь, только одна.
Щас сажусь за запись видео, завтра звук и выложу.
По пунктам еще пройду:
1. Не понял про пр200, если про название видео, то это черновик, но я планирую показать вариант на 2х устройствах, лого и пр200, я писал в комментах к твоему видео, что fbd это и в африке fbd, а так как в лого богаче с блоками, то там на 30 процентов меньше блоков задействовано. И это я в комментах переписывался с твоим зрителем, который сказал, что он сделал на пр200, а в лого я хер сделаю.
2. У мена вообще нет масок, если ты это имеешь ввиду. И это займет 4 переделки линии связи. Ты будешб удивлен, но там даже не придется добавлять элементов и и или, ни одного. Просто перетащить линию связи потребителя в другую группу. Или подтянуть группу к новой сцене. Еще раз, группа это у меня комната с несколькими потребителями. Хитя это не принципиально. Те перестройка займет времени не более, чем тебе переключить тру на фальш, ну если я мышкой буду охренительно быстро двигать.
3. Маркеров, на которых все работает, всего 20, по количеству потребителей, очтальные можно удалить. Это как в пр200 линия задержки оранжевая, которую пр200 просит переделать, а лого просто запрещает такую связь делать, линия с выхода на вход. А если подсветку пола вообще привязать к двойному нажатию клавиш света в текущей комнате, то у меня еще 5 кнопок освободится, к которым можно привязать сценарии отключения всего и тд и тп. Про сохранение настроек текущего состояния, а потом восстановления не думал, но это потом, вот туда эти регистры и можно будет использовать.
Так что у меня всего 20 маркеров, в соответствие выходам. Еще 44, ну со спец маркерами, делай что хочешь.
4. В новом видео как раз будет, в том действительно не было групп, находящихся в разных сценариях. Сейчас есть.
Коррче сейчас отлажено так:
Сценарий 1… группа Комната 3 спальня (подсветка пола, бра 1, бра 2, основной свет)
Сценарий 2… группа Комната 4 спальня (подсветка пола, бра 1, бра 2, основной свет)
Сценарий 3… группа Комната 5 кухня (подсветка пола, вспомогательный свет 1, вспомогательный свет 2, основной свет)
Сценарий 4… группы: Комната 1 зал, Комната 2 гостиная, Комната 5 кухня
И еще раз, готов добавить плюшки, а именно, по двойному нажатию кнопки потребителя в группе включение всего света в этой комнате, а по длительному, например, включение и отключение пола, либо его сценария.
У меня щас 150 блоков в работе, думаю хватит оставшегося. Щас посмотрел в настройках, оказывается флаги не в счет идут, тогда не 150, а 130 блоков задействовано.
Видео завтра, со звуком, все подробно будет.
CS
Кстати про квест, с паролем заморочка, регистрируешься, приходит ссылка, переходишь по ссылке, а там сообщение, что этого пользователя не существует и пароль изменить нельзя.
И только с 3го раза присланная ссылка дала добро на смену пароля.
Кстати про тз, если бы ты выдал конфигурацию, какую именно ты хочешь увидеть в лого, опиши. Но видео я уже записал, осталось звук наложить. Но это отступление.
Кстати, щас почитал пп2 твоего вопроса, у меня не 10 минут, минуты 3 займет переделка группы, ну у меня это зовется потребителем, в нужную сцену. А можно и через дисплей попробовать сделать, но это уже точно со всеми двойными, тройными и длительными нажатиями не поместится в лого.
MikhailGl Блин, ну и зачем показывать НЕДОДЕЛАННОЕ?
Вот ЭТО (там про барабаны) это НЕДОДЕЛАНО. Но я же его не показываю всем, а только кому надо. Доделаю — выложу на ЮТуб.
Я ж смотрел как финал. И не понял того, что это недоделано.
Про группы. Ты что группами называешь-то? Группой света называют какой-то один вид светильников в помещении, а не группу разных групп.
То есть, суть алгоритма. Я сам туп, поэтому пишу для тупого (хотя мне нравится тупым прикидываться).
Вот есть помещение. Например, ЗАЛ. Там есть такие группы света:
* Верх
* Шторы
* Плинтуса
* Бра Левое
* Бра Правое
* Подсветка Картин (сокращу до «Картины»)
И есть такие сценарии:
* ПОЛНЫЙ = Верх Шторы Плинтуса Бра Левое Бра Правое Картины
* ВЕЧЕР = Бра Левое Бра Правое Картины
* ОТДЫХ = Шторы Плинтуса Подсветка Картин
* НОЧЬ = Плинтуса по датчику движения (то, что в Logo можно на это ещё и Day Clock поставить, мы знаем, пофиг на них щи).
И ещё есть кнопки, которые управляют напрямую (вкл-выкл отдельно):
* Бра Левое
* Бра Правое
* Картины
Вот о чём речь. При чём тут несколько комнат? Это всё в одной комнате происходит. В другой комнате — другие группы света и другие сценарии.
Дополнил коммент Так чего от меня надо-то? Я же не агитирую со мной соревноваться и обсуждать.
Мне поставили ТЗ. Я его сделал на ПЛК очень удобно и очень круто в плане логики и масштабирования.
Накрутить таду работу по часам, по длинным или двойным нажатиям — это любой дурак сможет; в том проекте этого делать было НЕ нужно.
Мне НЕ совсем интересны чужие изыскания в этом плане. Если эта идея пришлась тебе по вкусу — ваяй. Я-то для себя всё придумал, разработал и выдумал же. Но ваяй тогда уж правильно: что она группа света может по разному участвовать в разных сценариях.
Вопрос про масштабируемость был НЕ про внутрянку. А про то, что когда у тебя групп штук 40-50, то тогда понадобится ставить 2-3 Logo. Намёк был в эту сторону: как тогда делить IO без IP-сети на два или три комплекта Logo? Ну и так далее.
По твоему, я должен был из видео и постов понять, что именно ты называешь сценарием, а что именно группой и тд. Там написано (сказано) конкретно, сценарий, это вот так, довключение, это вот так. Ты же сам сказал, что постов на несколько книг, я за час только нашел краткое тз, еще и то, что в видео сказано.
Почитал много, но конкретно только в 6 первых абзацах, где ты говорил, что на лого это точно не выйдет.
Я не за лого топлю, но для 20 потребителей хватит и одного лого с вх/вых. Я топлю за то, что на лого это сделать можно. Тут ты кому-то отвечал, типа «иди нахер со своим решением на cfc, была поставлена задача на fbd и лого», а тут ты сам начинаешь с темы слетать, типа я написал на плк, мне норм, идите нахер. Вопрос был, может лого или нет, та сказал нет, твой зритель сказал нет, я сказал да. И сделал по тому тз, что было доступно.
Вопрос один, для 20 потребителей лого достаточно и одного, ну ясно это не многоэтажка, а обычная 4х комнатная квартира.
Я даже и не думал о часах, которые в лого, вообще. Все можно и через датчики движения и через сценарий.
Кстати, я же написал в ссылке тут, что это черновик видео.
Завтра покажу полную версию. Да, там я сгруппировал комнаты, но это не важно, легко переделывается в сценарий для одной комнаты, просто когда будешь смотреть, не надо смотреть на то, что я что то как то обозвал.
MikhailGl Да, должен. Потому что «Группа» и «Сцена» и «Сценарий» — это стандартные понятия в системах управления бытовым и офисным освещением. Я эти термины не выдумывал, и ТЗ мне прислылали прям с этими терминами.
Ну так в видео и здесь это ТЗ и было. Что не так-то? Тем более что чувак, который это сделал на макросе на ПР200 вместо того, чтобы раззванивать это на весь блог и инет, взял и тихо спросил у меня по мылу. И по мылу же прислал решение, и мы с ним ещё обрадовались тому, как классно он всё выдумал.
А у тебя получается так, что ты мне на ЮТубе коментов понаписал, тут понаписал, а дела — пшик. И ещё и сам ТЗ понял по другому, не спросив меня, и при этом обижаешься.
Ты мне что хочешь доказать? Я не умею играть в обезьяньи игры с теми, кто что-то хочет доказать. Пока я НЕ увидел у тебя того, чтобы одна и та же группа света управлялась разными сценариями, а увидел что сценарии содержат разные группы света. Такое я сначала сам писал. Там ещё по фронтам как раз ресетился выбранный сценарий и выбирался новый, хули.
А почему СРАЗУ не показать полную версию? Это относится к вопросу о том, чем мы тут занимается: меряемся, кто круче или делом? Мне интересно дело, а не десяток ПУСТЫХ комментариев (в плане выяснений и перереканий). Оправдываться мне тоже влом. Я щас вообще начинаю быть склонным тебя забанить.
Полная версия? Хорошо! Но сделай там две-три комнаты — и дли каждой групп штуки по 4 и сценариев штуки по три хотя бы. И скажи, сколько это по блокам в Logo займёт.
20 потербителей для 4х комнатной квартиры — МАЛО. Потому что автоматика здорового человека ещё и вентиляторами в санузлах управляет, и подсветками их кнопок, и подсветками мастер-кнопки и иногда контактором полного питания.
Видео жмется, не паникуй. Там только для одной комнаты, но там в видео сказано, что и как сделать для других, а то ты опять скажешь не то и не так.
Кстати, я не стал озвучивать свое, а сделал как и в тз, что ты расшифровал для тупого, я занимаюсь пром автоматизацией, мне не знакомы термины про группы и сценарии, уж извини.
Просто стоимость лого с входами.выходами такая же что и контроллера такой же емкости 33000 рублей, правда там есть дисплей и возможность программировать прям с морды, но это уже я так, опять скажешь, что х.й.ю пишу.
Я не сторонник лого.
Вот видео: https://youtu.be/7O0xzaKfWH4 И https://youtu.be/a3opKBGD6V8
MikhailGl У меня к тебе БОЛЬШОЕ ТРЕБОВАНИЕ: СНАЧАЛА думай, потом ПИШИ. То есть, не надо спешить с комментариями, не надо писать их подряд. Я предупреждаю, что это противоречит правилам ресурса и что за это я забаню или отругаю.
По видео. Мне НЕ понравилось то, что там дофига медленной болтовни. Я увидел то, что мне было надо. Ты молодец, всё ОК. Дальше (в плане ПРки) мне НЕ интересно, потому что на ПРке это можно сделать ещё круче и даже сделать крутой маппинг вплоть до настройки сцен с дисплея.
Комментарии такие:
1. По количеству блоков было проще нажать F2 и показать инфу от среды разработки, чем захламлять экран «во, сколько блоков осталось». Я как увидел — ИСПУГАЛСЯ.
2. Ты ни хрена недопонял про Плинтуса. Но это уже не важно, так как ты сделал механизм маппинга сценариев и групп. Там тебе надо было AND и ещё OR навесить, потому что во всех сценариях кроме «Ночь» плинтуса включаются на постоянную работу, а только в «Ночь» — по датчику. Но это мелочь, потому что и так понятно, что её легко поправить.
3. Это уже личное. Фак мой мозг! Аааа!! Я за этот год ОТВЫК нахер от ублюдочности Logo в плане обозначения переменных и элементов схемы. Привык херачить понятные названия (типа tmIOReset или bAllIsON), подписывать IO и давать кучу комментариев в коде.
Ща для меня эти B031 выглядят как стиль гопников.
4. Ты говоришь о стоимости Logo как покупки или о стоимости владения им? Стоимость покупки у него низкая. А стоимость владения — высокая, так как реле у него слабые и не всеми группами они смогут рулить напрямую. Также у Logo высока стоимость масштабирования и обслуживания софта (так как среда разработки уёбищная).
Поэтому я протия Logo. Те же ПРки от ОВЕНа круче тем, что они стоят ниже, возможности программирования у них шире (напоминаю, что учить меня в них не надо — у меня есть посты), и они сразу «заставляют» (и это хорошо) ставить в щит правильные реле на 16А.
На этом мне сказать нечего. Описанные моменты, если тебе удобно, учти — но театр одного актёра не устраивай пожалуйста мне тут.
CS
Отвечаю…
По введению в вопросы: я вроде в видео сказал, что для настройки сцен с дисплея мне до кучи хватит оставшихся блоков, круто это можно выполнить, или не круто, это вопрос второй. Как получится, то и выложу.
Будет вариант на лого, вариант на пр200 и вариант на полноценном контроллере на языке лд. Твоему тз посвящены только эти 2 видео, остальные смотреть не надо, ну если только не интересен способ на языке лестничных диаграмм, который можно будет выполнить всего на 4 строчках кода, загнанного в соответствующие циклы, ну я так надеюсь что сделаю. Кстати, на ст это в циклах как раз легко сделать в этих 4х строчках: одна на сценарии, одна на группы, одна на выходы, а потом загнав в циклы по количестве этого бардака получить те самые 64 строки кода ст, это с учетом их повторного расчета.
Ты волен сам выбирать, что тебе смотреть.
По 1. Я работаю с лого 2ой раз в жизни, как я и сказал в видео, да я там мало возможностей знаю, про f2, спасибо, проверю.
У меня такая работа, чтото на предприятии выходит из строя, мне приносят первое попавшееся или купленное оборудование и говорят, вот, количество вх-вых соответствует, делай, чтоб к вечеру работало. Это тебе проще предложить клиенту что то другое, обосновав или объяснив. У меня таких прав нет, делай и не еб.т.
Да оно и правильно, тк я считаю, что все устройства идентичны по своим возможностям, если это стандартный язык. Ограничение, которое я действительно могу предьявить, забраковав устройство и потом отказаться, это физическая навозможность выполнить задание на предложенной штуке. Ну нет у нее памяти, нет rs485, нет EIP протокола, а все остальное, это дело работы с большим объемом тех документации, причем в большинстве своем на англ языке.
По 2. Ну я понял, что что-то тут кроется и при озвучке и сказал, без проблем любой каприз…
По 3. Да, такое есть, но поработав с десятком сред программирования я скажу, что это не самый плохой редактор. Да, в пр200 лучше, а в STEP7 для SIEMENS PLC тоже не сахар, но лучше кодесиса, кодесис мне не нравится. ПЛК и реле шнайдера, тоже свои заморочки…
По 4. Я бы не советовал никогда использовать внутренние реле самого лого или пр200 или какого нибудь контроллера напрямую, а ставить ромежуточные, у нас если что прилетит на реле по высокой стороне, то уж пусть лучше сгорит гальваническая развязка копеечного реле, чем вход или выход модуля удаленных входов выходов.
Театра не было, был интерес. Просто мне надо практиковаться в программировании, а то я стал забывать что да как.
MikhailGl Так я на ST и замутил, и как раз около 4 строчек и было, ага. Там охрененно вышло с массивом маппинга, массивом FBшек, доступом к нему через указатели и это всё ещё и в RETAIN запихнуто.
После этого я FBD/LD отмёл в пень и рад до жути прям! ^_^
А ты мой блог много читал? А то я же про Logo много писал, про LD упоминал в реле ABB/EATON. Если тебе про Logo надо — то тут куча инфы по тэгу «Logo» есть. F2 там показывает список используемых ресурсов в проекте. Удобная тема, чтобы понимать то, сколько чего осталось или почему проект не хочет загружаться и где конкретно не хватает памяти.
Мне CodeSys v3 очень понравился. Охрененно там крутой редактор кода, с подсказками. Причём он настолько крут, что подсказки про переменные (когда на переменную мышь наводишь) берутся из комментариев около переменной.
CodeSys v2 местами уебанский, но к нему легко привыкнуть. Я многое ща пишу на CodeSys v3, а потом портирую на v2.
Про реле и прочее я ж и так знаю. ПОЖАЛУЙСТА, ты почитай блог за последние года два-три, и ты увидишь, что я многое и так знаю, и для себя многое почерпнёшь. Видео — это буквально 5..10% от материалов на блоге.
CS
Когда увидишь LD в RSLOGIX 5000, то ты поймешь, что ST не так и хорош. Там так же переменные и тэги называешь своими именами, можно даже структуру тэгов реализовывать:
FUCKLOGO[512] 512 структур, а внутри этой структуры
FUCKLOGO.BOOLTYPE[10] ну типа 10 булевых значений с именем BOOLTYPE
И т.д., в основной структуре может быть хоть сколько переменных.
А потом все это берешь, вместо 512 и 10 и тд ставишь I-тое значение, загоняешь одним блоком в цикл с 1 по 512 и у тебя полноценный ST, но на более понятном и воспринимаемом языке релейки.
Мне просто повезло, попал на работу, а там сразу это чудо американской мысли.
Вот следующий объект будем строить, так там планируем шнайдер, там уж только ST, тут уж ничего не поделаешь. LD удобней для редактирования, если у тебя 1000 электроприемников, типа электроприводов и пр., а для каждого из них 20 состояний диагностики, еще и даагностика частотника по протоколу какому нибудь, то вот и думай, где легче разобраться, смотря на формулы и сравнения в виде текста, или в виде готовой релейной схемы?
А реализация для нескольких одинаковых механизмов одна, как и в ST, загоняешь его в цикл также, и получаешь такой же результат по объему программы.
Ладно, возможно тебе это и не надо, у нас задачи, в которых сотни и тысячи едениц оборудования, вот там то и начинаешь думать про оптимизацию кода, простоту работы и пр.
MikhailGl У меня в промке опыта мало; мой опыт по быту и моим проектам.
Я выбрал CodeSys из-за мультиязычности, которая совмещает все достоинства и недостатки всех языков в куче.
Я сложные блоки пишу на ST, а блоки, где надо связать IO или те, про которые ты говоришь (20 одинаковых фигней) — на блок-схемах. И тут получается и сложный код на ST, и крутая наглядность IO на блок-схемах.
CS, доброго дня!
Вопрос по логике сценарного освещения, вы брали какую-то готовую функциональную схему или придумывали что-то своё? Я полгода мучался с ПР200, забросил, потом нашёл подробные мануалы от GIRA и хочу вот по их образцу реализовать на ПЛК110 или ПР102, смотря как финансы лягут
sebikov Разработал свою программу же.
Так ПР102 от ПР200 по программированию не будут отличаться. Если ты на одной ПРке не смог сделать, то и на другой не сделаешь — среда разработки там одна.
На пр200 я пытался сделать параметризуемое реле, фигли, экранчик-же )))
На 102 в этом отношении проще, IO 16х16 (32×32 с расширителями) , настройка только через scada сразу по битовым маскам. От центрального модуля (если две или более ПР-ки будут) только центральное выключение и центральное включение по восстановлению питания, а вся остальная логика, сценарии, время, свистелки и пе..елки только и исключительно в ПР