Электрошаманство. Интервью для ОВЕНа: о блоге, работе, увлечениях и том, с чего всё началось!

Проекту исполнилось 15 лет! Поддержать проект материально, проспонсировать проекты Автора или сделать ему подарок можно на этой странице: "Донаты и Спонсорство, Список Желаний".

Число просмотров: 11 810 

Электрошаман для ОВЕНа =)

Электрошаман для ОВЕНа =)

Ребята, у меня тут неожиданно получилось ИНТЕРВЬЮ, которое пошло мне в удовольствие и под хорошее настроение за чашечкой чая! Когда они написали, что выложили его, моя первая мысль была: «Ну, всё. Ща блог ляжет нахрен» =))

После того, как меня достал ЮТуб пару лет назад (вы помните этот злой пост про тупые комментарии к видео), я что-то неожиданно для себя ужасно замкнулся и сильно озлобился на людей, особенно за этот год. С одной стороны это хорошо, потому что мне надоело со всеми нянчиться и вымученно общаться с теми, кто неприкрыто набивается в друзья и коллеги. С другой стороны мне самому же и больно, когда народ ко мне относится с добротой, а я от неё закрываюсь. Что с этим делать — пока не знаю, потому что иногда я срываюсь на всех подряд. То ли это очередное эмоциональное выгорание, которое было в 2012-2013, то ли снова нужен Level Up в щитах и заказах (я его уже придумал и часть злости ушла).

Ребята из ОВЕН отожгли по полной и взяли у меня интервью где-то с месяц назад, а потом обработали его и выложили на свой блог по датчикам на Яндекс.Дзене (часть первая и часть вторая). Ну а я выкладываю нам сюда его же, чтобы оно осталось у меня для истории, и чтобы вы все могли его прочитать у меня на блоге. Форматирование я постарался сохранить таким, каким оно было на Дзене у ОВЕНа, а вот ссылок на посты и случаи, которые в интервью упоминаются, я поставлю побольше — кому-то это будет прям как ретроспектива блога за 10 лет! =)

С самим интервью было два прикола. Во-первых я испугался того, что это будет видео, на котором надо будет улыбаться с похоронным настроением внутри. Но ребята успокоили, что это — текстовое интервью. А уж тексты писать я — мастер! Во-вторых, ребята попросили найти какую-нибудь фотку меня около щитов. И хрен там: на тот момент, когда интервью собирались публиковать, все готовые щиты я отдал, а новые ещё даже не начинал собирать. И ребята из ОВЕНа — молодцы! Они таки откопали того персонажа, который торчит у меня на аватарках на разных ресурсах и нашли другие его картинки (и я знаю, что Евгений Кислов им помогал, потому что он у меня как раз про эту аниму летом ещё спрашивал)! ^_^

Спасибо ребятам! Они сделали прям адский труд, поправив мои опечатки и отсортировав информацию по смыслу (и ещё и примечания редакции на разные термины не поленились поставить)!

Итак, несколько дней на почте у меня лежало непрочитанное мыло со списком вопросов… И как-то я пришёл домой в хорошем настроении с прогулки и подумал: «Дай-ка я отвечу, простыми и короткими фразами, чтобы получилось просто и понятно для всех». И вот что из этого получилось!

Интервью, часть 1: О профессии, своей философии и работах

Сегодня мы поговорим с самим Электрошаманом — человеком, профессионально занимающимся разработкой, сборкой, пуско-наладкой электрических щитов и систем автоматизации. С блогером, ведущим канал на Youtube и популярный блог с 50+ тыс. уникальных посетителей в месяц. И с просто интересным человеком, играющим на музыкальных инструментах и устраивающим световые шоу. Узнаем про его принципы работы, расспросим о хобби и о его заработке. И не только! :)

Интервью большое, и состоит из двух частей. Часть 1 перед Вами, позже выложим вторую часть.

— Привет! Знаю, что не любишь официоза, поэтому мы сразу перейдём «на ты». Как ты пришёл в профессию? Почему решил заниматься именно электрикой и автоматизацией?

— Привет! Да, за обращение на «ты» спасибо! Очень удобно и более живо, чем скучный официоз.

Я не выбирал профессию, а профессия выбрала меня сама, так же как и мои хобби. В детстве вокруг меня крутились люди, подкованные в технике: мой папа и его друзья. Они что-то паяли, я лез и смотрел. Привлекало меня в этом всём то удобство и комфорт, которое даёт техника. Раз — и получаются удобные электронные часы, кодовый замок. Да или простой концевой выключатель на входную дверь в квартире сразу зажигает свет в коридоре. Это же и правда удобно.

Электрики я тогда, в детстве, сторонился, меня привлекала автоматика, которая служит человеку и помогает ему. Была такая книжка «Август удивительных открытий», где много было описано про простую автоматику: фотореле, реле давления, реле газа, ёмкостное реле. Вот я это зачитывал до дыр, и на живых примерах интересовался принципами, на которых всё построено.

А потом получилось так, что многие годы я программировал и мечтал стать примерным программистом, и даже пытался работать в офисе. В 2004-2005 годах меня нашёл мой одноклассник, нанял админом к себе на мебельную фабрику (смотрите посте по тэгу «Фабрика АБТ»). Там у меня было много возможностей реализовать всякие идеи и улучшения, в том числе и в их 1Ске: стало интересно как она работает. Там же я ходил и ругался на их проводку и думал, невольно, о том, как бы это всё переделать.

Напарничек отжигает с длинной лестницей и ТБ

Напарничек отжигает с длинной лестницей и ТБ

Ну а в 2008 году всё изменилось: у меня и одноклассник трагически погиб, и папа умер. После этого всё развалилось, фабрика без одноклассника пошла в упадок, я разругался и ушёл оттуда. Я сидел и думал о том, что делать и на что жить.

И вот в этом году, осенью, в сентябре-ноябре, и родился Электрошаман. Все наработки прошлого собрались в общую кучу. Друзья посоветовали попробовать подработать по электрике — ходить по мелким заказам и менять бабулькам розетки и выключатели по району (вот один из таких постов). Я сильно боялся и нервничал, потому что не знал, какие инструменты надо с собой таскать: дома-то всё есть, а вот что на объекте понадобится — это ещё поди угадай.

Сгоревшая розетка

Сгоревшая розетка

Заказы стали приносить деньги и репутацию. А потом… Хм! Вообще я могу сказать так: когда казалось, что никакого пути, кроме как лечь и умереть, не осталось, мне жизнь подбрасывала случай, людей или идеи. Вот с электрикой так и было: мне надо было разобраться со щитком в моей же квартире (в Ремонте Собственной Кухни), и я стал спрашивать на форумах и сам же делиться знаниями там.

Очень оригинальная замена пакетника

Очень оригинальная замена пакетника

А потом — я же занимался когда-то кодингом на PHP (язык программирования — прим.ред.) — мне пришла идея сделать блог в формате дневника и писать там не заумные статьи, а то что я сделал или умею. В те годы (да и сейчас) меня бесил суконный язык. Это когда простые понятия, например, проходные выключатели для управления светом с нескольких мест, описывают кучей слов, которые оканчиваются на «ая», «ое», «ие», типа «для осуществления управления бытовым освещением в случаях, когда это управление осуществляется с нескольких мест, находящихся в одном или нескольких помещениях» — и так далее. От этого голова пухнет, это кажется крутым, умным — но информации в этом ноль.

Вот я и решил рассказывать на страницах блога всё так, как бы рассказывал друзьям, которые ничего в этом не понимают. Благодаря этому блог и получился живым, весёлым (или иногда злым, но над этим всё равно можно посмеяться), и наполненным информацией. Моей информацией, моим опытом. Дальше на это потянулись люди, и благодаря им всё и получилось. Люди стали просить сделать им что-то, что им требуется. Где-то я не смог сразу справиться, и мне приходилось разбираться. А разбираясь, я писал про это на блоге. Другие люди это читали и просили сделать так же или учились сами.

Если подвести итог, то основное моё желание в жизни — это сделать удобно и хорошо. А электрика и тем более автоматика — это очень удобные для этого сферы, которые и мне самому интересны. Ведь мы можем выдать в этот мир то, что есть внутри нас самих. Вот, значит это всё есть внутри меня.

— От тебя веет таинственностью — ты не раскрываешь своего имени, широким массам ты известен как Электрошаман. Почему именно такое прозвище ты выбрал и почему не афишируешь свое ФИО?

— Вы обсмеётесь. Снимем покров таинственности (сейчас многие разочаруются). Когда я создавал блог осенью 2008 года (а вот и самый первый пост), то там было две-три страницы. Блог крутится на WordPress (ПО для создания сайтов — прим.ред.), и его надо было как-то назвать.

В те годы я программировал на AtMega (тип микроконтроллеров — прим.ред) и плотно общался с камрадом DI HALT из Челябинска, личный блог которого зовётся «Записки киберсатаниста». Он писал так же — простым и весело-стёбным языком про сложные вещи. Меня это вдохновило, и я обозвал блог как «Записки Электрошамана». “Электро” — это понятно и так, а “Шамана” — потому что я не всегда электрошаман. Иногда я попиваю зелёный чай и ношу рубашки в китайском стиле. Вот так это всё и сплелось воедино. Мне было очень важно, чтобы во мне не видели отстранённый официоз, а видели живого человека.

Что касается имени, то это уже личный “пунктик”, корни которого, наверное, растут из травм детства. Само имя, которое мне дали при рождении, мне не нравилось. Когда меня им называли, оно ощущалось как вонючая и засаленная телогрейка, которая тебя стесняет. Вот просто вот не шло имя ну никак. Поэтому близкие люди меня знали по нику в аське (CS), и нам было удобно. Когда я поменял имя на то, которое нравится (официально, со всеми документами) — то проблема имени ушла, и новое имя мне нравится.

Вторая часть пунтика про имя растёт из того, к чему привыкло много людей, особенно в офисах: к офисно-корпоративной культуре и манере постоянно называть тебя по имени, когда общаются. Когда наблюдаешь это со стороны, это выглядит глупо, примерно так: «Петр, я вас слушаю! Очень приятно, Пётр! Да, Пётр, я вам перезвоню. Хорошо, Пётр, договорились».

Постепенно этот пунктик превратился в фильтр, который помогает избавиться от заказчиков, которым форма важнее содержания. Сейчас у меня есть “стопроцентное попадание”: если заказчик звонит и первым делом спрашивает о том, как меня зовут, а вторым делом начинает выдавать что-то навроде «Меня интересует осуществление выполнения работ по разработке и изготовлению электрического распределительного щита в загородный дом непостоянного проживания», то скорее всего мы с ним не сработаемся. Особенно после того, когда окажется, что речь вообще шла о простом и небольшом щитке =)

Ну и третья причина — я просто не хочу, чтобы меня постоянно “тыкали” моим именем. Всё-таки для меня это что-то личное. Людям, с которыми я общаюсь, я его без проблем сообщаю. А вот чтобы все вокруг со стороны знали — не хочу.

— Понятно, необычно) Какие виды работ ты выполняешь (например, сборка шкафов управления вентиляцией и т.п.)? Сколько на данный момент у тебя в «копилке» завершенных проектов?

— Если речь идёт про работы по автоматизации, то ещё немного — буквально 5 штук. Прямо сейчас я жду материалы на ещё 3 щита на ОВЕНе и заказываю на четвёртый. По электрике — около сотни больших и интересных щитов. А самих щитов я собрал около 450 штук.

Всё, что я делаю, больше годится для бытового сегмента, а не для “промки”, так как мировоззрения на щиты и автоматику очень различаются. В “промке” нужна сверхстабильная работа, а в быту нужна сверхнадёжная защита: лучше пусть что-то вырубится, чем поубивает людей или сгорит дом/квартира.

Основные “фишки” — это автоматизация (я умышленно не использую слова «умный дом») тех самых удобств в квартирах и домах: управление питанием (сеть, генератор, инвертор, отключение всего лишнего на то время, пока все уехали в отпуск, отключение лишнего на каждый день), управление освещением (включить-выключить, диммировать), приводами штор, отоплением, вентиляцией, защита от протечек воды, автоматика санузлов.

Каждый проект по-своему уникален, так как делается индивидуально под заказчика. Кому-то не нужны генератор и инвертор, зато у него 80 групп света на небольшую квартиру. А кому-то наоборот: нужно полное управление питанием в щите, а из автоматики только воду перекрывать по кнопке =)

Я не собираю щиты поточно (это для меня важно). То есть, заказать мне десять одинаковых шкафов АВР (автоматический ввод резерва — прим.ред.) не получится — мне будет скучно уже на третьем шкафу. У меня что-то типа кастомной ручной сборки. Когда и людям помогаешь, и для себя проект интересный, и есть возможность новое изучить или опробовать.

— Ты научился всему этому сам, или посещал какие-то курсы/обучения?

— Учился сам. Не ищите в рассказе негатива — это больше похоже на особенность — но в те моменты, когда все учатся (школы, институты, курсы) мне «везло» на преподавателей, которые преподавали не принципы и идеи, вложенные в предмет изучения, а то, чтобы ты отвечал то, что нравилось им. Или точно так, как в учебнике.

Мне было неинтересно учить теорию без практики. Ну вот “вбивают” тебе на курсе основ электротехники какие-то формулы. Но ведь тупо “вбивают”, не объясняя того, как их можно применять в жизни вокруг нас. Мой ум устроен так, что я лучше запомню формулу в виде «…и вот в этом случае возникают паразитные токи, которые надо компенсировать по такой-то формуле», чем абстракцию.

Мы все смеёмся, что правила пишутся кровью. Это любимая фраза всех технарей. Но вот оказалось, что и изучать по схеме «Зачем и Почему» правила удобнее, чем по схеме «Запомни от сих до сих и не лезь с дурацкими вопросами».

Кстати, это тоже повлияло на блог. Когда я сам что-то узнавал — это было (и есть) моим маленьким открытием, как для ребёнка — первый раз прочитать или написать первое слово. И на этой радости я бежал делиться этим с народом на блоге. Хехе, «А вы знаете, что обычный автомат срабатывает не сразу, а через некоторое время? А вот ща расскажу!» =))

Ещё мне приятно учиться у живых людей, которые профессионально занимаются тем, чему я хочу научиться. Поэтому если у меня будут вопросы по автоматике, то я пойду не на курсы, а к тем, что своими руками это всё делает.

Поэтому формально я — самоучка с практическим складом ума. Однако есть некоторые сферы, где мне нужны будут преподаватели. Одна из них — это барабаны.

— Расскажи про свой первый проект. Что это было? Сколько тебе за него заплатили, если не секрет?

— А первый проект по автоматике или просто по электрике?

— Или там, или там, вообще первый проект, который ты сделал для кого-то «за денежку».

— Первый проект по электрике был в октябре-ноябре 2008 года, когда мы с одним товарищем с той же фабрики, где я “админил” (с которым там переделывали щитки) решили создать БРИГАДУ рабочих. И взяли первый объект — ремонт кухни в квартире “под ключ”. Хех, мы думали, что мы сейчас будем прорабствовать и заработаем кучу денег, ведя несколько объектов.

Заработали мы на этом объекте ровно 0 рублей, потому что все деньги, которые мы должны были получить за работу, мы вложили в переделку этой кухни за нанятыми рабочими. После этого мы друг на друга наорали и решили, что будем делать только то, что умеем сами — и делать именно сами, без сторонних мастеров. Эта история описана у меня тут.

Пидорасы-работнички и мой напарничек (спиной)

Пидорасы-работнички и мой напарничек (спиной)

Первый проект по автоматике без ПЛК был 2011-2012 годах, где мы делали электрику квартиры с автоматикой света на импульсных реле и датчиках движения. Мы туда 19″ шкаф поставили (это моё админское прошлое сказалось). Заработали мы тогда в общей сложности около 140 тыр на двоих, если я верно помню.

Шкаф собран ПОЛНОСТЬЮ!

Шкаф собран ПОЛНОСТЬЮ!

Ну а первый проект по автоматизации был относительно недавно, и на ОВЕНе — в 2015 году. Именно тогда я впервые пощупал ОВЕН ПЛК110 в старом корпусе, CodeSys v2 и пообщался в поздний вечер с техподдержкой ОВЕН на тему «У вас тут один канал на модуле вводов барахлит» — «Вот вам на почту “тулза” (ПО для настройки/проверки модуля — прим.ред), посмотрите ей. Если не заработает — привозите модуль на замену». Меня это всё очень порадовало — что вот так вот все оперативно.

Общая система: ПЛК и модули ввода-вывода

Общая система: ПЛК и модули ввода-вывода

В этом проекте ПЛК управлял светом квартиры и перекрывал краны воды по датчикам протечки. Я сам написал простую программу в CodeSys, и она почти сразу же заработала (если ты программировал хоть на одном языке, то перейти на другой не так сложно). Взял я за этот щит тогда 50 тыр. А сам щит — вот:

Щиток полностью собран начисто

Щиток полностью собран начисто

CS: Добавлю от себя. По приколу шаманской магии, две недели назад мне позвонил именно этот заказчик этого щита и сказал, что один из модулей IO перестал отвечать и работать — как раз тот, который тогда тупил. Ну, ОВЕН и тут сработал круто: заказчик снял модуль, оттащил в ремонт, ОВЕН при нём же залил слетевшую прошивку, и всё работает и дальше, а мы ща апгрейдим программу для этого щита.

Конец 1 части интервью. В следующей части Вы сможете прочитать о том, что, по мнению Электрошамана, нужно уметь, чтобы зарабатывать автоматизацией и электрикой, рассказ о его хобби и почему важно “не прогибаться” под заказчика.

Автор статьи: Алексей Сидорцев.

Интервью, часть 2: Про деньги, хобби и ОВЕН

Электрошаман для ОВЕНа =)

Электрошаман для ОВЕНа =)

2-я часть интервью с Электрошаманом — известным “электрических дел мастером”, автоматизатором и популярным блогером.

— А давай поподробнее об оплате за проекты. Сколько ты максимально зарабатывал “за раз”?

— Хммм… а вот я не знаю, как на это ответить, потому что в одном случае цифра получится растянутая по времени (как за тот щит на импульсных реле), а в другом случае — сильно велика.

Самый запомнившийся мне случай — это когда мы с заказчиком под Новый год мой щит вместе подключали, потому что надо было сделать это адски срочно. Вот тогда мы двое суток ложились в 2-3 ночи, и за это я взял 140 тыр. Но это тоже нельзя назвать крупной суммой: ведь до этого этот щит я собирал 1,5 месяца с учётом сроков поставки материалов.

Что получилось в итоге

Что получилось в итоге

Да, наверное сама формулировка «за раз» тут не подходит. Этот «раз» может и на полгода растянуться. И цифры растянуты на 10 лет. Самое крупное по сумме было 220 тыр — как напряжение в розетке.

— Что, по-твоему, нужно уметь делать, какими навыками обладать, чтобы достойно зарабатывать автоматизацией и электрикой?

— Вот это — точно провокационный вопрос. Поэтому я как за спасательный круг возьмусь за слова «по-твоему». Когда-то я много болтал про самореализацию. По моему мнению — слушать себя и своё сердце и выбирать заказы и объекты, которые тебе самому будут приятны, чтобы отдача от них была не только финансовая. Если ты вёл гадкий, скучный или дурацкий объект — то ты потом не то что на деньги смотреть не будешь, ты и себя будешь ненавидеть за это.

Ещё требуется хорошая логика и мышление, которое есть у программистов: мыслить от конечного результата к его компонентам, применять технологию «чёрного ящика» (сделал какой-то логический или функциональный блок, отладил его — и забыл, пользуешься им, не загружая голову), и ещё требуется уметь играть в плохие случаи: стараться предусмотреть все возможные, и даже неожиданные аварии, отвалы связи, глюки, сбои (почитайте мой пост про отладку проектов на ПЛК и обработку данных от датчиков).

И ещё нужна любовь к тому, что ты делаешь. Я много раз сталкивался со странной формулировкой, мол «им хорошо сделаю, а сам как-нибудь перебьюсь». Я считаю, что во всех случаях надо делать хорошо и так, чтобы тебе всё нравилось.

У меня есть интересный опыт: с заказчиками можно ругаться, спорить и даже говорить в стиле «Я такую дрянь делать НЕ ХОЧУ, иди к чёрту» (дословно, только матерно). И — вы не поверите — многие после таких пассажей вдруг (поначалу для меня это было неожиданно) не говорят тебе о том, что ты грубый, а вдруг спрашивают: «А как же правильно? Что надо сделать, чтобы было хорошо?» И я делаю хорошо.

А если ты как специалист считаешь, что во всём прав заказчик — то этот путь приведёт к тому, что рано или поздно ты начнёшь прогибаться под хотелки заказчика. Раз прогнёшься, два прогнёшься, три — а потом превратишься в человека, которому на всё пофигу и который работает не с душой и драйвом, а в стиле «ну… могу копать, могу не копать, мне пофик».

CS: Напоминаю посты про отношение к людям и работе и про умение говорить «Нет». Другие посты такого рода лежат по тэгу «Самореализация».

— А давай поподробнее о блоге. Скажи, сколько посетителей в день посещают твой блог?

— Посещения зависят от того, как часто я туда пишу (у меня бывают паузы по полгода, так как я сначала набираю материал, делаю все тесты — а потом пишу). Число уникальных посетителей колеблется от 30 до 50 тысяч в месяц. Иногда, когда я запощу что-то очень интересное, все бегут читать и блог отваливается из-за перегрузки.

— Ого. Вот ты создал такой популярный портал, где говоришь о своих работах настолько живым и понятным, «земным» языком! Как к тебе пришла идея его завести? У тебя был опыт в создании сайтов?

Был-был! =)) В 2006 году кодил на PHP + MySQL (управление базами данных — прим.ред.) для ребят. Поднимал один “дохлый” сайт и CMSку (система управления контентом сайта — прим.ред) там самописную исправлял =)

Идея завести сайт пришла из-за того, что я много где вёл дневники в своё время. Я тогда и о блогерах-то не знал, и сам не знал, что я буду что-то “блоггить”.

Подумал просто и легко: «Вот у меня есть дневник, где я рассказываю читателям и друзьям по порталу (где был дневник) жизнь и разные случаи. Почему бы мне не делать то же, но про технику?».

Сначала я думал, что я сделаю себе формальный сайт. С кучей меню, разделами вида «Наши работы», «Услуги» и тому подобным (под 10-летний юбилей своего блога я искал бэкап этой страницы, но не нашёл). Сделал. Стошнило. Я ещё раз понял, что я не смогу выдавить из себя суконный язык.

Стёр всё нафиг, поставил WordPress, настроил — и понеслась! Оказалось, что это удобно и сортировки постов по разделам и по тэгам хватает.

— Ты же собираешь шкафы и запускаешь системы автоматизации даже удалённо, по всей России! Ты научился этому во время ограничений из-за пандемии, или и раньше так работал? Как вообще эта история с вирусом сказалась на тебе и твоей работе?

— Работал так и раньше. Первый удалённый маленький щиток я отправил в Архангельск, а большой и сложный (для 2013 года) — в Екатеринбург. Я сильно боялся и был готов к тому, что если я накосячил, то мне туда надо будет ехать и исправлять!

Щиток в ЕКБ (на клеммах): Установили в корпус

Щиток в ЕКБ (на клеммах): Установили в корпус

Наверное, вопрос можно обозвать так: «Что ты делаешь, чтобы уменьшить количество ошибок сборки и программирования?». Про программирование я уже упоминал: я привык проверять все входные параметры на правильность, на коды ошибок.

Про сборку щитов — мне помогает моя CRM-система проектирования щитов, которую я сделал на базе -ки (в “прогании” которой разобрался в далёких годах работы на фабрике админом). Главная “фишка” системы в том, что у меня вся документация на щит (исключая, конечно, программы для ПЛК — они делаются в отдельных средах разработки) генерируется автоматически и из одного места: расстановка компонентов по DIN-рейкам, структурная схема щита (вертикальный аналог «однолинейки»), список кабелей которые к щиту подходят, маркировка всех элементов, список товаров для заказа, расчёты стоимости и даже наклейки подписей автоматов снаружи щита.

Образец раскладки щитка для проверки на визуальное соответствие

Образец раскладки щитка для проверки на визуальное соответствие

Автоматический расчёт техпроцессов при сборке щита

Автоматический расчёт техпроцессов при сборке щита

Распечатанные инструкции лежат в щите

Распечатанные инструкции лежат в щите

Этикетки (подписи под автоматами) в Visio в процессе отрисовки

Этикетки (подписи под автоматами) в Visio в процессе отрисовки

То есть, если мне надо поменять название линии — то мне не надо исправлять его в трёх местах и ещё в каком-нибудь автокадовском чертеже. Я меняю его в одном месте — и оно автоматически меняется везде.

CS: Напоминаю, что все-все посты про мою 1Ску CS CRM лежат по тэгу «CS CRM».

Второе, что помогает — правильная маркировка проводов внутри щита. На поточных производствах используют маркировку цепей — нумеруют их подряд и общаются в виде «тут у тебя 130-ый провод отвалился». Я решил использовать более понятную адресную маркировку, в которой указывается то, куда или откуда идёт провод. Например, маркировка вида «OW4.DI2» укажет, что это дискретный вход какого-то ОВЕНа с номером 4.

Выходящие из перфокороба провода подключаются к ПЛК - не забудьте оставить место для маркировки

Выходящие из перфокороба провода подключаются к ПЛК - не забудьте оставить место для маркировки

Такая маркировка печатается мной в таком количестве, которое нужно для каждого провода (если он идёт в две точки — то два раза и так далее). И — главная “фишка” — если её не хватило или если осталась лишняя — то это и указывает мне на возможные ошибки в щите.

CS: Все посты про маркировку лежат по тэгу «Маркировка».

Весь этот опыт нарабатывался постепенно, и к пандемии не относится. Самое плохое в пандемии было то, что мало какие компании работали и мало куда можно было пойти или поехать.

По заказам получилось даже интересно: на момент самой пандемии у меня прошло несколько заказов, которые я выполнил и сдал. А сейчас, в августе, мы с моими заказчиками «доокучили» идеи, утвердили ТЗ и заказали несколько больших и сложных щитов на ОВЕНе. Это мне работы на 1-2 месяца вперёд.

На данный момент (начало сентября) новых заказов нет, но это больше связано с тем, что я с марта не делал новых постов и рассказов про щиты: я хочу сдать все эти интересные щиты и написать про них тогда, когда они будут начисто смонтированы, чтобы людям было интересно видеть всё это в работе, а не смотреть фотки щита и кусочек видео вида «Ну, вот потом это будет работать так-то и так-то».

— А вообще, с какими сложностями сталкиваешься сейчас чаще всего?

— Вот уж не знаю, как ответить =) Одна из сложностей — это доставка материалов на щиты. В ней мой поставщик то что-нибудь ломает, то теряет. Я из-за этого злюсь, переживаю, и это влияет на сроки работы.

Вторая сложность — это понимать людей. Иногда я не могу понять то, что они от меня хотят. А иногда — просто “продраться” сквозь их текст без знаков препинания, абзацев и заглавных букв.

Были технические сложности с ОВЕНом и CodeSys v3, но я с ними разобрался и наработал для себя опыт, который сейчас в новых щитах использую.

Может это и признак страха или слабости, но я беру такие заказы, в которых уверен и знаю, что если даже будут проблемы — то смогу их исправить. Стараюсь, если чего-то не знаю, или отказать, или сначала поизучать, провести тесты — и потом уже делать.

— Часто ли применяешь оборудование Овен для решения задач заказчиков?

— Всегда, если его можно применить под мои задачи (силовой щит с автоматизацией). В них чаще всего идёт дискретный ввод-вывод (кнопки, контакты, лампы, приводы кранов, отопления) и немного аналогового ввода (температуры или давление по 4..20 мА померить).

ОВЕН я выбрал из-за классного форм-фактора его модулей IO, удобной группировки IO по 4 канала с общим выводом (это ОЧЕНЬ выручает меня и ОЧЕНЬ удобно) и нормальной документации, в том числе и карт регистров Modbus.

— А что чаще всего ставишь? И назови сразу свой один самый любимый и один нелюбимый прибор от Овен

CS: Все упоминания, обзоры и опыт по ОВЕНу собраны у меня по тэгу «ОВЕН». Ниже даны ссылки на сайт ОВЕНа, а не на мои посты про его продукцию.

У меня получаются такие решения, по нарастающей:

  • Если надо просто пощёлкать кучей групп света — ПЛК110 + Mx110;
  • Если надо редко поменять какие-то параметры и не нужна Web-визуализация, то ПЛК110 + ИП320 + Mx110;
  • Если нужна Web-визуализация — то СПКшки (СПК1ХХ — прим.ред.) + Mx110;
  • Совсем простые проекты, где мало IO, но нужна сложная логика — ПР200.

Применяю датчики ПВТ10, ДТС014, ПД100. Всё это идёт больше как мониторинг или логика вида «Если давление в трубе горячей воды упало ниже 0,5 бар и температура стала падать — значит отключили горячую воду в квартире, перекроем-ка краны нафиг».

Любимый — СПк1хх, в обновлённом виде. Я в него прямо влюбился, как увидел: он и компактный, и интерфейсов связи очень много. И в CodeSys v3 тоже влюбился.

Ну а нелюбимый — это новая линейка модулей Mx210. Они мне не нравятся форм-фактором (очень глубокие для моих щитов), удобством подключения и монтажа и меньшей стойкостью к помехам, чем Мх110.

— Спасибо. Чувствуется, что ты принципиальный и честный человек. Участием в бета-тестах наших новых ПЛК, панелей и модулей ты очень сильно нам помогаешь. Какая из последних новинок тебя особенно впечатлила или приятно удивила?

В этом году — Web-панель ВП110. Я уже давно чувствовал, что когда-то мне понадобится делать проекты для своих заказчиков, в которых экраны должны стоять в нескольких местах дома (разные входы или этажи).

И я боялся того, что мне придётся делать несколько копий интерфейса под разные СПК или панели оператора, а потом ещё и программировать связь этого между собой. Причём самое ужасное было бы, если понадобилось добавить какой-то элемент экрана или переменную: их же надо было бы во всех панелях дорисовывать и программировать.

“ВПшка” эти проблемы решает очень удобно: ставь сколько хочешь штук, выводи туда хоть страницы от других устройств или прогноз погоды. Я её очень ждал и дождался. Буду юзать в проектах, причём просто говорить заказчикам: «А дальше ты можешь их поставить хоть десять штук так, как тебе удобно и потратить на них денег потом, а не сейчас — и всё сразу заработает».

Ещё мне нравится концепт цифрового индикатора с ModBus СМИ2. Вообще, вы классно выдумываете такие мелочи, которые решаются не железом, а прошивкой. Вон, в индикаторе удобно же сделано: хочешь значение выводи, хочешь символы, а хочешь сам рисуй что надо.

— То ли ещё будет! А расскажи нам про свои хобби.

— Это барабаны и сценический свет. Всё это тоже идёт из детства и со мной всю жизнь, только проявляется в разных вариантах. То я по подушкам барабанил…

…и с родителями скандалил, то прожектора из коробок от обуви и лампочек делал, а то купил себе профессиональный световой пульт и потихоньку собираю барабанную установку своей мечты.

Световой пульт Avolites Tiger Touch II с демонстрационным шоу

Световой пульт Avolites Tiger Touch II с демонстрационным шоу

Я играл в группе с 2004 по 2005 годы. Мы дали четыре небольших концерта в Р-Клубе, а потом это постепенно сошло на нет, потому что наша группа была больше увлечением и драйвом, чем путём выхода на профессиональную сцену.

Старое фото на одной из репетиций

Старое фото на одной из репетиций

Самое ужасное для меня было тогда то, что надо было таскать свои тарелки, рабочий барабан и педаль два раза в неделю на репетиционную базу. Это добро весило 24 килограмма и его надо было повесить и расставить, прорепетировать и уложиться в 3 часа времени.

В какой-то момент я совсем забросил барабаны, но постоянно настукивал что-то пальцами и ногами. А несколько лет назад заново их для себя открыл: если всё заглушить, то можно барабанить под любимую музыку и дома.

Рабочий барабан, кардан и немного тарелок для красоты

Рабочий барабан, кардан и немного тарелок для красоты

Сейчас я боюсь играть в группе, потому что ощущаю, что здесь мне нужен преподаватель: тогда мы играли как пионеры — был драйв и пофигу. Сейчас я дошёл до того, на что тогда не обращал внимание. Я хочу заставить себя научиться правильно считать ноты и размеры тактов под метроном. Для меня это сложно, так как мне интереснее драйв, а не скучные упражнения =). Именно поэтому барабаны — это хобби для души и удовольствия.

Сценический свет — это тоже перерождение идей из детства. В какой-то момент я понял, что световое оборудование изменилось: появились световые головы и другие приборы на основе светодиодов, которые мало греются, не излучают в воздух озон, у которых низкая составляющая ультрафиолета в луче — и что их можно использовать дома.

Моё оборудование для световых шоу в работе

Моё оборудование для световых шоу в работе

Это хобби переродилось ещё в 2013ом году, когда мне подкинули трек «Shadows» группы «God is an Astronaut». Меня с него так “втащило”, что я переслушал его раз тридцать, а потом схватился за клавиатуру и стал писать себе в заметках то, как я бы сделал под него сценический свет!

Этот файл пролежал несколько лет, прежде чем мне в голову не стукнуло: «А чего я туплю? Я же могу купить себе свет и пульт и сделать!». Мне понадобилось несколько лет, чтобы сделать ошибки, разобраться с тем, как устроены и как программируются световые пульты и шоу. Очень сильно на меня повлияло шоу Mylene Farmer «TIMELESS», из которого я понял, что иногда важно количество световых лучей, а не их качество.

Пример света на концерте

Пример света на концерте

Сейчас я купил себе очень серьёзный пульт, который позволит проектировать шоу удалённо (с некоторыми ограничениями). Первым делом я отлажу всё для себя, а потом не буду отказываться от тех, кому будет нужна такая услуга.

— Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Но соседи не жалуются?))

— Про “соседи не жалуются” я читаю под каждым новым видео, которое я выкладываю. Если не поддержать шутку, а сказать честно — то это БЕСИТ и очень жёстко. Видимо это какая-то особенность нашего менталитета, что ли: то писать про “дверь заварить”, то про соседей, то ещё про что. Если я уже как третий год выкладываю видео про барабаны и сценосвет — то наверное у меня всё хорошо с соседями.

На данный момент все соседи в курсе того, чем я занимаюсь. Барабаню я строго в рабочие дни с 10 до 11 и иногда до 12-ти часов. У соседей есть мой телефон и, если им нужна тишина, они могут мне позвонить. Для съёмок света и барабанов прикупил плотную ткань, чтобы можно было закрывать окна и делать нужную для сценосвета темноту.

Сейчас для барабанщиков производятся специальные тарелки с тихим звуком (называются Low Volume Cymbals) и кевларовые сетки на барабаны, благодаря которым барабан теряет свою гулкость, но звучит. Вот этим я и пользуюсь.

Передо мной стоит проблема помещения. Причём даже дело не в соседях, а в высоте потолков! =) Для сценического света нужна высота потолка в 3,5-4 метра (а лучше 5). У меня были неудачные опыты аренды помещений, ещё во времена группы. Я нарывался или на то, что выгоняли из-за барабанов, или в это помещение ходили чужие люди. А один раз сверху, этажом выше, рабочие решили залить стяжку… и на мои барабаны!

Мои любимые барабаны и железки Paiste

Мои любимые барабаны и железки Paiste

Поэтому я вижу один выход: думать про свой дом. Я там и мастерскую бы сделал, и автоматику, и студию. И в гости на домашние светошоу звал бы! Сфера личного и рабочего пространства — одна из самых трудных и сложных в моей жизни.

— У тебя все получится. И мы ждем приглашения на твое шоу!

А ты наверняка поклонник тяжёлой музыки? Какие группы твои любимые?

— Охх! Я не знаю, как так вышло — но я не могу сказать, что я всегда слушаю только тяжёлую музыку. Группа, на которой я зациклен уже много-много лет — это Dream Theater в то время, когда там барабанил Майк Портной, который является моим кумиром в плане барабанов и стиля игры. Он умеет играть сложные и тяжёлые вещи, но делает это легко и расслабленно.

Из тех групп, которые со мной много лет — это Король и Шут, Edguy, Rush, Theatres des Vampires, The Alan Parson’s Project, Pink Floyd и их последователи Brit Floyd, Motley Crue, Van Halen, Diary of Dreams, Lacrimosa, God Is An Astronaut.

В зависимости от настроения мне нравится или музыка, под которую, образно, можно радостно прыгать на солнце, или музыка с некоторым надрывом, катарсисом, трансформацией (многие песни Dream Theater мне близки по текстам — например «The Glass Prison» и «This Dying Soul»), или задумчиво-холодная.

— Вернёмся к «нашим мутонам». Что бы ты посоветовал молодёжи — выпускникам школ и студентам, которые хотят развиваться в электрике и автоматизации?

— Хм… наверное, я могу посоветовать стремиться к тому, чего мне не хватало в те моменты: чтобы теория не отрывалась от практики и наоборот. То есть, чтобы на каждую формулу или каждый расчёт давались живые примеры того, где мы с этим можем встретиться (и снова могу отослать вас к книжке детства «Август удивительных открытий»).

Ещё посоветовал бы стараться улавливать идеи и принципы, при помощи которых всё работает. Если ты знаешь то, как работают какие-то части щита и зачем они нужны и почему делается именно так, а не иначе — то ты легко соберёшь любой щит.

И так же в автоматизации. Если ты один раз понял про работу ПЛК, задачи, циклы, работу датчиков — то твоё обучение будет происходить уже в виде «Так, а где тут в вашем ПЛК конфигурация Modbus настраивается? Ааа, понял»

Ну и ещё самое главное — не “давить” творчество. Иногда (но ты в этот момент можешь этого и не предвидеть) надо пойти наперекор всем и сделать по-своему, смело и идейно!

— Какие тенденции в развитии автоматизации ты видишь?

— Ой! А вот с этим вопросом вы меня поставили в тупик! Я многое ещё постигаю, нарабатываю свой опыт и свои решение, и пока не могу, образно выражаясь, с высоты прожитых лет что-то про это сказать.

Если говорить как неопытный обыватель, то мы катимся в “облака” и снижаем порог вхождения в автоматизацию. Такие шаги первым делом приведут к огромному зоопарку разных устройств и разных решений, частично плохих и кривых. Я бы переждал эти годы, а потом уже делал выводы.

— Большое спасибо за твои честные ответы на наши вопросы. То, что ты делаешь, очень круто! На этом все, до новых встреч!

— Без проблем! И вам всем тоже спасибо за весёлые, интересные и нестандартные вопросы!

Беседу вел Алексей Сидорцев.

Проекту исполнилось 15 лет! Поддержать проект материально, проспонсировать проекты Автора или сделать ему подарок можно на этой странице: "Донаты и Спонсорство, Список Желаний".

4 Отзывов на “Электрошаманство. Интервью для ОВЕНа: о блоге, работе, увлечениях и том, с чего всё началось!”


  • 1 Заметки световика  [Москва, Россия]

    Ну, вот, Шаман, ща к тебе аудитория подойдет. Дзен читают все. Думаю, к Новому Году у тебя будет 80 тыр посещений за месяц. Если Ютуб не забросишь — там будет движ. Но я понимаю, что ты любишь писать, а не говорить. Да, я тоже не очень люблю снимать видео, люблю писать. Потому что когда ты сидишь за компом с чашкой зеленого чайка, КыШом в наушниках и открытым блогом, где отвечаешь своим поклонникам — это круто =)
    Слушай, у тебя есть блог на Дзене? Если есть, дай, пж, ссылку. Я подпишусь. Я Дзен-канал завел для себя, это единственное место, где я могу свободно изложить свои мысли. Когда я начинаю своим друзьям что-то рассказывать про барабаны и сценический свет, они сидят с таким каменным лицом, что думаешь: «Да твою мать, зачем я это все рассказываю? Пойду лучше в Дзене чего-нить напишу». Такое поколение, только игры ему интересны. Единственные живые слушатели, которые у меня остались — брат и родители. Но я не расстраиваюсь, ведь понимаю, что у нас с тобой много общего=)
    Барабаны — мое все. Подсел на Нирвану еще в самом начале барабанного пути. Потом начал слушать Uriah Heep, Pink Floyd. Играю до сих пор, но больше люблю соло. У меня электронка, но у бати моего друга в гараже стоят барабаны ТАМА 2008 года. Потом по дешевке куплю, ведь звук о ф и г е н н ы й. Это как РОБЕ, легендарное качество.
    Кстати, о РОБЕ. Сканеры в прошлые выходные подключил к дачной сети. Автоматик выбило. Подключаю теперь через Involight PowerSplit 4, купленный за 500 рублей на Авито. Пока работает. Но заказал у Sheds головы Bee Eye. http://shehds-svet.ru/product/she-bwbe0615d/
    Неплохие головы, взял после продажи старых Коймаров. Да-да, те самые головы, которые взрывают сами себя. Взял 6 штук. Надеюсь, приедут не битые. Жду с нетерпением.
    Мне будет приятно, если ты мне ответишь, Шаман. Ведь ты тот, кто меня смотивировал заняться сценическим светом.

  • 2 profeMaster  [Одесса]

    с интервью как выходом в медиа поздравляю!

    а мой новый Овен ПЛК63 продается третий месяц со скидкой уже 50 % и им никто не интересуется, потому что не читают твой блог. Ну или читают мой ;)

  • 3 Rechte  [Москва]

    Давненько я к Вам не захаживала…
    И оказывается просто дико соскучилась по твоему харизматичному изложению)
    Интервью — огонь! Спасибо

  • 4 CS  [Москва]

    Rechte Ты офигела Выкать?)) Да набрала бы потрепаться бы вон ночью как-нить, и всё! =)) Я на ДД захаживаю, кстати. Там тишина, троллей мало, почитываю народ =)

Оставить отзыв

Вы должны войти на блог, чтобы оставить комментарий.