Сценический свет: Как я туда погружался!

Число просмотров: 3 270 

Моё первое знакомство со светом =)

Поехали! Собирался я тут сделать паофсную фотку всего своего оборудования в работе с кучей красивых лучей, чтобы всем пыль в глаза пустить. А на деле же решил начать кое-какие интересности с совсем других фоток, которые раскопал в архиве. Да и хорошо, а то я думал что я буду скучно писать одно и то же про DMX-512. Фотки эти сейчас можно считать раритетными, потому что оборудование заснято в процессе замены и резки летом 2008 года, когда у меня как раз папик умер. Как-то интересно совпало: и оборудование, за которым он следил, заменили, и его… заменили? Я хрен знает, почему мне хочется рассказывать дофига личного (правда, я буду опускать точные данные). Но раз время разбрасывать камни — значит так и будем делать!

Итак, всё началось, когда я родился. Где-то в три года мы с родителями заехали к папиному другу в гости. Папин друг адски (и до сих пор) увлекался музыкой и всякой техникой. Поэтому у него дома был усилитель, несколько катушечников (Маяк, ОЛИМП-003) и огромная фонотека на лентах и виниле. И вот ставит его друг с винила Deep Purple — Highway Star… и кроме как флешбеком из прошлой жизни я это объяснить не могу! Меня ВШТЫРИВАЕТ и я понимаю, что мои руки тянутся БАРАБАНИТЬ, а ещё к сцене, перемигивающемуся свету от прожекторов и технике вообще! Вот с того всё и началось.

Папик работал у меня в одном интересном месте, которое можно спалить по заглавной фотке этого поста, если кто его узнает. Там у него было дофига знакомых, поэтому таскал он меня туда опять же где-то с четырёх лет. Сначала с ним за руку, а потом и без него было излазано всё — закулисное простанство, аудиоаппаратная (там работал Дядя Лёша и были охрененно крутые студийные катушечники на 38-й скорости), вентиляционная, бойлерная и куча всего ещё. Также мне перепадало нахаляву потусить на всех утренниках, новогодних ёлках и прочих спектаклях и представлениях. Папик как раз сажал меня на те самые балкончики, которые на первой фотке поста, и шёл к себе в аппаратную. А мне было видно, как за кулисами артисты готовятся выйти, немного волнуются и — раз — выбегают на сцену и произносят слова роли!

Меня захватывала и поражала игра музыки и света. Вот сцена белая, а вот — синевато-красная! А вот солнечно-рыжая! Мговенные перемены света, связанные с музыкой и атмосферой и настроением, которое сейчас царит в сцене спектакля! Это всё меня выносило в изменённое состояние сознания, и я как будто растворялся в этом и сливался с этим. А потом после представления папа тащил меня к Тёте Маше, которая и была художником по свету и заведовала пультом с кучей ручек. Фотография пульта — единственная, которую я смог найти в инете. Фоток именно того пульта, который стоял там, не сохранилось.

Световой пульт регулятора СТАРТ-120 из СССР

Первые воспоминания детства у меня идут картинками: вот я тыкаю паяльником, вот тыкаю пробником в радиорозетку, вот двигаю ручку на пульте, и сцена окрашивается красным. А вот та же Тётя Маша прям во время кинопоказа разешает мне покрутить огромную чёрную ручку и убавить свет в зале. Позже я узнал, что эта ручка — это ЛАТР АРМ-1. Один такой латр у меня до сих пор лежит дома на полке. Уже раритет! =)

Вот как-то так меня и вело. Я не могу сказать, что виной всему мои папа или мама, и что именно они мне что-то привили. Всё наоборот: они мне всё запрещали, и хотели чтобы я стал обычным инженером (в пиджачке и галстучке) и не занимался всякой фигнёй. Да и сам я мог пройти мимо всего этого, сказать: «Фигня какая-то» и пойти смотреть мультики на балкончик. Но вот как-то так Вселенная меня привела к тому, что вы на блоге и видите — большие щиты, проводка и куча других увлечений. Запрещали мне это всё так сильно, что эти вещи были для меня самыми сокровенными. И то, что я сейчас вернулся к сценическому свету для меня символизирует ещё один этап освобожения от груза прошлого.

Гмгм… ну что? Вставим заметку о Прошлом? Знаете ли вы, что мы сами себе мудаки? И что сами себе создаём проблемы, перемалывая своё прошлое по сто раз? Ну вот например в детстве нам чего-то постоянно запрещают и одёргивают. И только лишь на основании этих моментов мы можем на всю жизнь сами для себя решить: «Ага! Это что-то плохое, значит надо прятаться и делать втихаря!», а потом так и прожить с этим всю жизнь. На самом же деле, кроме нас самих за нашу жизнь никто не отвечает. Поэтому рано или поздно мы освободимся, если захотим, от этих решений прошлого и будем жить настоящим. Жить в настоящем вполне весело: делаешь, что чувствуешь, и не боишься.

Итак, с раннего детства со мной были три… нет, четыре штуки: барабаны, сценический свет, техника (щиты, блоки, приборы) и Поток — идеи, мысли, которые прилетали мне откуда-то свыше. Как я в последнее время упоминаю — у меня было два пути. Сопротивляться тем идеям, которые мне летят, или не сопротивляться им. Если бы я сопротивлялся и строил какие-то свои планы — то не получился бы Электрошаман, например. Чем дольше я живу — тем меньше я сопротивляюсь этому Потоку. И тем сильнее он меня куда-то ведёт.

Итак, всё моё детство прошло у папика на работе. А работал он в Тиристорной, где стояли мощные диммеры (5-10 кВт) на тиристорах (оттуда и название помещения). Папик обслуживал эти блоки: налаживал, ремонтировал и следил в момент представления, чтобы их не отшибло по защите автоматами (иногда, если нагрузка на линии была большая, то если резко вводить мощность, то отшибало автомат от стартовых токов ламп). Если что-то случалось — то он на лету или менял блок, или взводил автомат. В те времена у них была тьма заливочных прожекторов с лампами КГ-220-1000-4 (киловаттные галогенки). Вот эти вот прожектора и диммировались (и другие тоже).

Тогда не было никаких оптопар и всяких развязок, поэтому тиристоры в диммерах управлялись при помощи импульсных генераторов, которые строились на нескольких транзисторов МП39 и мелких трансформаторах МИТ, если я ничего не путаю. Так же в этих блоках было немного знаменитых КМок =) Собственно оттуда у меня и были мои первые транзисторы в раннем детстве. Про КМки папик говорил так: «Эх! Если бы я знал, что их в 90х можно будет сдавать, я бы их в 80х коробками заказывал бы и списывал нафиг!».

Сейчас я попробую описать всю систему по моим воспоминаниям. Называлась она «СТАРТ-120» — диммерный блок на 120 каналов. Состояла она из тиристорной, где и находились диммеры, пульта управления, и ещё адских темнителей. Это сейчас у нас всякие крутые симисторы появились. А тогда, чтобы плавно погасить огромный зрительный зал, использовали реостат: щётка шла при помощи двигателя по обмоткам ЛАТРа, диммируя освещение. Вот фотка такого темнителя из поста про КР1182ПМ1. Обмотки тут сделаны медной шиной. Во как сурово!

Старинный "диммер" - Темнитель

Диммеры управлялись напряжением 0..10V. Пульт управления был на те года сделан охрененно круто: так как переменных резисторов-фейдеров ещё не было, то напряжение 0..10V для каждого канала снималось при помощи магнитной связи! Эх, жаль, мне не перепала даже одна ручка от такого пульта, чтобы показать её. В пульте был какой-то утроитель, который при помощи трансформатора утраивал частоту сетевого напряжения (если я верно помню), чтобы частота внутреннего напряжения управления была выше сетевой и наши 0..10V не пульсировали с частотой на 50 Гц. Это управляющее напряжение через те самые ЛАТРы АРМ-1 подавалось на одну из катушек. Рядом с ней стояла вторая катушка, с которой напряжение снималось, выпрямлялось диодом, и подавалось на диммерный блок.

(Дополнение) УРА!!! Нашёл в том же архиве фотку ручки! Вот она!

Ручка пульта СТАРТ-120

Хитрость в том, что катушки между собой связывал механический стержень. Он был закреплён на ручке так, что когда двигали ручку, стержень или полностью выходил из второй катушки, или полностью в неё входил (на фотке, которую я нашёл в архиве, катушки и стержень находятся в круглом чёрном кожухе-экране). Этим самым он регулировал связь между катушками и уровень напряжения на выходе. А ещё можно было в первой катушке намотать по две обмотки и питать от разных ЛАТРов и тем самым иметь два пресета яркостей на каждую из ручек. Надо ли ещё говорить о том, что каждая ручка (точнее, блок из двух ручек) снимался? Откручиваешь парочку винтов я панели блока и внимаешь всю ручку целиком. Ох, как меня пёрло от этого тогда! Наверное, это всё и всколыхнуло во мне любовь к модульным и ремонтопригодным конструкциям!

Теперь посетим Тиристорную. Точнее, то что удалось заснять в момент реконструкции. На тот момент папик уже умер, а у меня был пропуск до конца года. Я успел застать только середину процесса. Был бы жив папик — он бы зафоткал всё от и до, потому что он там каждый день сидел.

Вот вы думаете, я не видел щитовых? Хрена с два! Опять же, большая часть моего детства прошла рядом с этими щитами! Перед каждым из них были уложены диэлектрические коврики, диммеры в них гудели разными тонами в зависимости от нагрузки и уровня яркости… Ещё там было просторно! Я катался там на ВЕЛИКЕ! Когда был совсем мелкий — бегал туда-сюда! Выставлял там барабанную установку! Ещё папик обосновал там себе мастерскую и вообще обжился плотно!

Тиристорная секция СТАРТ-120

Когда я был мелким, он меня троллил: «Паап! Ну можно хоть чего-нибудь тут понажимать!!!» — «Вот щас надо будет вводы отключать! Погоди… во! Всё! Можешь вот эти вот рычаги вниз опустить!».. Троллингом это было потому, что я на них подтягивался, дёргался — но никак не мог их стронуть! А потом подходил папик и резким движением руки отключал эти вводные автоматы.

Так как папик оберегал меня от силовых шин и прочего треша, то то, что скрывалось за этими рычагами, я смог увидеть лишь в момент реконструкции. Два адских автомата и трансформатор. Скорее всего этот транс питал разные служебные цепи и сам пульт управления. Возможно это и был тот самый утроитель. Но я могу ошибаться!

Вводные автоматы тиристорной секции СТАРТ-120

С этим узлом была связана и даже неприятная ситуация. В 90е, во времена разрухи, этим учреждением не совсем плотно занимались, и было весело: на сцене идёт постановка, сидят важные люди (тот, кто мог узнать учерждение, может догадаться, насколько важные). На улице льёт какой-нить осенний дождик, и через протекающую крышу вода льёт на силовые ШИНЫ и тот самый трансформатор! Решение то же, что и у DI HALT’а в Сезоне Большой Воды — кусок линолеума или полиэтилена на щит.

Сами диммеры выглядели как длинные прямоугольники, которые вдвигались в шасси на салазках. Сзади всего шкафа шла коммутация управления и выходов диммера, а сверху — силовые шины. Внутри диммера были два мощных тиристора, выбранных с запасом по мощности для пассивного охлаждения, плата управления (тоже на разъёме). На передней морде диммера были индикатор сети, индикатор перегрузки (тиристоры защищались по току), резистор подстройки нуля по сигналу управления, предохранитель для цепей управления и розетка для контроля выхода. Папик иногда втыкал в такую розетку вилку с патроном и лампочкой, и можно было видеть как лампочка меняла яркость, когда в момент представления управляли именно этим каналом.

Блоки диммеров от регулятора СТАРТ-120

Ещё помню, что в этих диммерах были дроссели, намотанные медной шиной. И ещё внутри каждого диммера стоял трансформатор питания электроники. Так что весила такая конструкция много, и вообще была брутальной и серьёзной. Раз уж я поднял архив — то добавлю и фоток диммерных блоков, потому что это всё теперь раритет, и уже не увидит почти никто: слишком много поколений техники сменилось с тех пор.

Вот боковые части диммерных блоков. Тут видны трансформаторы питания и тиристоры на радиаторе. Этих трансформаторов папа мне таскал кучу, я оставлял первичную обмотку на 220 вольт и наматывал свои вторичные, которые хотел. Единственное, что было минусом этих трансов — они были собраны на Ш-образном железе и из-за этого дико гудели.

Диммерные блоки РТ-х-220 от светового комплекта СТАРТ-120

Вот передняя морда блока поближе. Как говорится, догадайтесь, из каких лампочек были мои первые ёлочные гирлянды? И откуда я тырил цветные глазки на свои домашние поделки и пульты? ;) На заднем фоне фотки видны снятые в утиль резисторы нагрузки, которые можно было подключить к выходу блока, чтобы тестировать его автономно, без нагрузки прожекторами. Так же эти резисторы подключали к выходам, если блок диммировал какую-нибудь странную хрень (например трансформаторы для прожекторов с лампами 24V 1000 Ватт — и такие были), и реактивная составляющая нагрузки была велика.

Диммерный блок РТ-5-220 от светового комплекта СТАРТ-120

Вот фотка задницы блока с тиристорами. Напоминаю, что мощность блока — 5 или 10 кВт активной нагрузки. В нём стоят два тиристора встречно-параллельно на радиаторах. Радиаторы изолированы друг от друга и от корпуса блока. Всё охлаждение пассивное, вентиляторов нет.

Задняя часть диммерного блока РТ-5-220 от светового комплекта СТАРТ-120

Ну а тут виден кусок блока в стойке. Блок вставлялся в адский разъём, а в самой стойке находился дроссель (тот самый с медной шиной) и коммутация выхода блока, питания и сигналов управления.

Диммерные блоки РТ-х-220 в стойке

С одной из сторон всей этой длинной стены стоек с диммерами стояли шкафы, на которых висела автоматика сцены. Там были контакторы приводов занавеса, приводов лебёдок софитов (софиты опускали, чтобы менять лампы в прожекторах) и прочая автоматика.

А с другой стороны стояли «патч-панели» для того, чтобы коммутировать выходы диммеров на отходящие кабели к прожекторам. То есть, если так всё это оценить — в это дело были зарыты километры проводов! Один огромный жгут шёл от пульта управления светом: 120 пар сигналов (240 жил) и расходился по стойкам на диммеры. С выходов стоек куча проводов шла на стойку коммутации выходов, про которую я сейчас рассказываю. Каждый выход диммера подходил к кабелю типа КГ. Сзади этот кабель проходил через несколько роликов и грузик, которые утягивали его, если он отключен, в одну из дырок на стойке. А на конце кабеля был разъём типа ШР на один контакт, от которого уходил провод на коммутационные прожектора. Такие коробки стояли на разных местах: на софитах, балконах и прочем. То есть, система была такая: ОТДЕЛЬНО монтируется проводка от этих коммутационных стоек до РАЗНЫХ коробок с разъёмами, куда втыкаются прожектора. Проводка укладывается с резервом. А уже на стойках коммутации мы выбираем, какие линии на какие диммеры мы хотим подключить, а какие не использовать.

Патч-панель (связи диммеров с прожекторами) регулятора СТАРТ-120

Когда это всё начали реконструировать, у меня папик и умер. Почему умер — остаётся тайной, но совпадений несколько. Первое я уже упоминал: мы с ним развязали наши родительские задачи. А второе, что мне не нравилось на тот момент — это то, что в учреждении шли адские перетрубации. Папик думал из него свалить, потому что из-за сокращения должностей на него повесили много работы, которая ему не нравилась. И ещё реконструировать его любимую тиристорную, где он проработал около 30 лет, пришли какие-то гопники-похуисты, и это больше всего его задело, потому что он любил обстоятельно подготовиться к сложной операции, а не делать всё по принципу «Ща начнём, там разберёмся». В общем, он очень сильно переживал за весь этот процесс, хотя я ему в те времена советовал: «Да плюнь ты НАФИГ! Ты же всё равно уходить собирался! Вот тебе и повод есть!», но он всё равно переживал. А потом у него сердце и не выдержало.

В общем, реконструировали вот как. Поставили зачем-то нахер никому не нужное типовое ВРУ: общий рубильник и автоматы защиты на диммерные блоки. Папик на это ВРУ матерился, потому что оно было не предназначено для их задач: им-то надо было включать диммеры перед началом шоу и вырубать после. А в ВРУ на вводе ВНУТРИ шкафа стоял обычный нашенский рубильник с вставной пластиковой ручкой. И вот получалось что два раза в день ты лезешь в темноту этого ВРУ, пинаешь этот бедный рубильник, который вообще-то не рассчитан на такие переключения и ещё и под нагрузкой, теряешь ручку и прочее такое. Если бы тогда я знал то, что знаю сейчас, то я бы выбрал бы туда TwinLine или System Pro E-Power с ОТшкой на вводе. Ручку ОТшки можно было удлинить и выпустить на дверь шкафа, как это и должно было бы быть. Тогда для включения-отключения не надо было бы лазить внутрь, а сама ОТшка может выключать и включать линию под нагрузкой.

Ну а вместо суровых советских диммеров воткнули современные на протоколе DMX-512, но какие-то мутные и чуть ли не из 90х годов. Когда я приехал — то всё это глючило как страшный день, потому что кто-то перепутал адресацию и ещё кое-кто (не будем показывать пальцем на нужную могилку) настрогал DMX-кабелей из провода КММ ради экономии («а чё нам какой-то кабель покупать дорогой, тут же вон тоже две жилы в экране»). А вот про волновое сопротивление и шаг свивки жил никто не подумал, потому что не знал. Да и я сам тогда этого не знал, и тогда DMX-512 для меня был какой-то чудной магией. Зато я развёл папика и их начальство на первые в своей жизни рэковые шкафы! Тогда я мечтал поставить куда-нибудь такие шкафы, и моя мечта исполнилась! Не бойтесь мечтать!

Новые диммерные шкафы на замену старым

И на этом история с этим учреждением обрывается. С тех пор там, я думаю, всё поменялось: тех, кого я знал и кто знали меня, нету. На их места пришло молодое поколение, и что там творится — хрен знает. Для меня же это был кусок целого мира, где я был как рыба в воде, и который дал мне пощупать одну из моих мечт-желаний, которая стопудово тянется из прошлой жизни.

Ну что? Теперь рассказываю о своих похождениях! К барабанам, технике и свету (о, какая ирония судьбы) меня тянуло со страшной силой! Я бегал за папой в дошкольном возрасте и просил его утащить хоть небольшие кусочки светофильтров. Он врал мне, что у них их дефицит; потом же, смотря мультики на балкончике, я обнаружил там целый конверт с разными светофильтрами. Выбив у папика светофильтры, я делал из картонных коробок от обуви и патронов от лампочек прожектора! В те времена у нас у стены стоял диван, а над ним висел ковёр. Крепления ковра — отличная штука для подвеса всего что угодно! Поэтому этот ковёр всегда был опутан проводами, которые спускались с него жгутами =)

Чуть позже всё это нашло выход в школе! Неожиданно у папы на работе заменили следящие прожектора (световые пушки), и он оттяпал себе одну штуку. Там стояла галогенная лампочка 24V 250 Ватт, пушка формировала луч, которым можно было освещать какого-нибудь актёра отдельно. Эта пушка валялась у нас дома до тех пор, пока я не услышал краем уха в школе (это было в пятом классе), что у нас готовится какой-то спектакль. Я заикнулся: «…а у меня вот световая пушка есть! Может сделаем освещение?». Ох, как ругал меня тогда папа! Он выговаривал мне что надо держать язык за зубами, что нехрен лезть на рожон, что меня будут использовать, обманут и нахаляву получат что они хотят. И что это всё фигня и нафиг никому не нужно!

Но меня было не остановить. С концерта на День Учителя в пятом классе началась моя карьера световика! Постепенно в школу переехала установка бегущих огней для ёлки на 4 канала, которую папик делал для дома. В школе я откопал старые прожектора — софиты на 4 лампы, скорее всего рамповые, восстановил их и подоткнул к бегущим огням. Мы херачили дискотеки! Пушку мы затащили на арку, которая была над дверью входа в актовый зал, затащили туда парту и стул и оттуда мой одноклассник херачил лучом на сцену.

А я же переместился на место перед сценой, где стоял звуковой пульт. Это был уже 8-9 класс, и за это время я и насмотрелся на световое оборудование у папы на работе! Знаете, что было адскими новинками в 90е года? Это СКАНЕРЫ! И ещё и ЛАЗЕРЫ! Вот можно сказать, что именно сканеры и двинули меня в свет и стали тем словом, которое я узнал ещё до компьютерного термина и от которого родичи морщились и убегали скорее к себе в комнату! Именно ради сканеров я стал учить ассемблер для микроконтроллеров и замучил всех!

В какое-то из новогодних шоу я увидел вверху на софитах весьма необычные прожектора. Они почему-то висели горизонтально и ничем не светили, но при этом через щели в корпусе было видно, что там внутри горит лампа. Новгоднее шоу шло, и вдруг неожиданно внутри прожекторов что-то раскрылось, расширилось, из них вышел световой луч, который начал двигаться по сцене в разные стороны, мигать, менять цвет и проецировать разные узоры. Это меня сильно-сильно удивило, и я начал расспрашивать у папы, что это такое.

Папа мне рассказал, что это какие-то новые штуки — сканеры, которые стоят адски дорого, несколько тысяч долларов (скорее всего, он преувеличил), и что там свет двигается при помощи зеркала. И вот тогда-то я и лишился сна! Мне очень захотелось сделать такой сканер для школы! Чем больше я пытался узнать про них, тем больше папа закрывал для меня эту информацию. В итоге только лишь на основе того, что я видел — что цвета и узоры в них как будто проворачивались, и зная о том, что там какое-то зеркало двигается, я начал изобретать!

Я надрал с пятидюймовых дисководов кучу шаговых моторчиков, которая лежит у меня до сих пор в коробке.

Мои увлечения светом с шаговых моторов

Я придумал, что я буду менять цвета и узоры при помощи дисков, которые будут поворачиваться на нужный угол. Чтобы угол можно было точно определить, я решил поставить датчик из свето- и фотодиода. Для оптики я разобрал проектор диафильмов. Как раз с оптикой у меня и были проблемы — не даётся она мне ни фига, и я так и не смог нормально подобрать линзы. Проектор-то я разобрал до основания и выкинул, а надо было подумать заанее и просто воткнуть диск с цветами в корпус проектора, оставив там лампу и прочую начинку. Вторая проблема была с токарными изделиями. Это щас можно заказать всё кому-нибудь, а тогда мне, школьнику, всё казалось недоступным. Да и лазерной резки почти не было, и вырезать диск было проблемой.

Мои увлечения светом с колеса светофильтров

И только в прошлом году, в 2016, чистя одну вращающуюся голову, я понял что я изобрёл велосипед. Потому что на самом деле так всё и делают — все эффекты делаются при помощи дисков, которые поворачиваются нужным положением. Только датчики используются не оптические, а магнитные. Вот пример диска из вращающейся головы:

Заводское колесо светофильтров

Самое сложное для меня было придумать, как вращать зеркало в двух координатах. Я ломал голову много времени, пока не решился насадить один мотор на другой: пусть один мотор крутит второй, а второй — само зеркало. Из жести от консервной банки я сделал крепления, а зеркало приклеил клеем «Момент» ко второму мотору. Внимательный олдскул тут может увидеть, что в качестве опоры для первого мотора используется железка из кассеты от стримера. Весь хлам шёл в дело!

Мои увлечения светом - привод зеркала для сканера

Вот так это выглядело в задумке: железка от стримера должна была крепиться к корпусу моего сканера, а справа (по фотке) должен был идти луч света.

Мои увлечения светом - привод зеркала для сканера

А вот как этот узел сделан в настоящих сканерах! Не правда ли похоже? Один мотор (он стоит внутри корпуса, торчит только его вал) крутит второй!

Привод зеркала настоящего сканера

Это было не всё! Совсем не зная про DMX-512, я решил разработать свою систему команд для будущих сканеров (я думал, что отлажу одну конструкцию и начну делать их пачками). Управлять ими я хотел с компьютера через параллельный порт (это были времена Win95/98) и специальный распределитель: к компьютеру подключался блок, который считывал адрес команды и через отдельный кабель пересылал её только нужному устройству. А устройство не знало ни про какие компы, а только получало команду и выполняло её.

Знаете, в какое время это задумывалось? В то, когда были только микроконтроллеры семейства Z-80 или MCS-51, и ещё и с ROM-памятью: прошить программу можно было только программатором и один раз. Никаких SPI и Флеш-памяти ещё не было. Всё это было в теории: у меня была только книжка «Микроконтроллеры MCS-51», несколько дней в доме отдыха с родичами и куча листов бумаги. Я рисовал алгоритмы, писал куски кода на ассемблере. Возможно, где-то эти листки сохранились на память. Если я их найду — я обязательно дополню этот пост ими и отпишуь в комментах. В дело это не пошло, потому что никто не покупал мне пограмматор, а своих денег у меня тогда не было — это же было совсем школьное время.

Ещё мне было сложно разобраться, как управлять шаговыми двигателями. Тогда микросхемы-драйверы двигателей только появлялись, а все мутили какие-то мосты на транзисторах, в которых я не понимал, и жутко кошмарили друг друга что эти мосты будут выгорать, если ты ошибёшься в режимах схемы. Это отбило у меня охоту экспериментировать, потому что я никогда не любил хреновины, которые надо подгонять и регулировать, выкраивая какие-то там рабочие режимы. Лучше уж поставить что-то сразу мощное и с запасом.

В итоге проект так и остался нереализованным. Я сохранил на память только диск со светофильтрами и это зеркало. А вот недоделанную оптику выкинул, очень давно, даже не догдавшись зафоткать хоть на плёнку.

В школе же всё раскручивалось ещё сильнее! Я пропадал там до 23 часов, что в те времена для меня и моих родичей было чем-то совсем невозможным и запретным. Меня сильно пилили на тему «Да тебя все юзают за просто так», отравляя счастье, которое я там получал. Самое для меня восихитительное — это предстартовый мандраж: когда руки лежат на пульте, на кнопках, на вилках… и ты ощущаешь как в воздухе витает то, что сейчас будет происходить. «Три». Руки холодеют, в организм выливается тонна адреналина. «Два». В голове крутится мысль о том, что а если вдруг оборудование подведёт? Вдруг что-то отвалилось, сломалось, а уже не проверить. «Один». Затаить дыхание. Только не пропустить момент! Только бы не дрогнула рука, не включила раньше чем надо!!… Тишина, и … — «Старт!». Двигаешь ручки, включаешь оборудование… и ВЫДЫХАЕШЬ! Всё работает! И дальше тебя уносит — ты не думаешь, что делаешь — ты становишься действием, творцом небольшого мирка, где происходят все действия! Это очень восихительное чувство, и я испытываю его даже сейчас, когда смотрю какие-то концерты или слушаю музыку, которая могла бы стать стартовой для какого-нибудь шоу!

Но это ещё не конец рассказа! Кроме сканеров, я увидел в то же время ещё одну мудрёную установку. Она была размерами как стол. От неё тянулись два толстых кабеля или шланга, ещё один шланг потоньше, и она постоянно чем-то щёлкала и трещала, как шаговый искатель. Вы не поверите! Это был первый сценический ЛАЗЕР! Думаете, светодиодный? Хер там! ГАЗОВЫЙ! С водяным охлаждением (вот откуда да толстых шланга)! Чтобы отклонять луч куда надо, там использовались не зеркала, как сейчас, а КУЧА электромагнитов с маленькими зеркальцами. Каждое зеркальце было установлено на определённый угол отклонения, а электромагнит поднимал его под луч. Вот эти электромагниты  щёлкали, а лазер рисовал на потолке зрительного зала кружок из анимированных точек. Эх, найти бы сейчас такое видео или фотки!

Идея была стырена и превратилась в мелкий столик, на котором были закреплены зеркала, которые отражали луч в рандомном порядке. В качестве электромагнитов были использованы релюшки РЭС-22. На это всё светила лазерная указка. Релюшки управлялись каждая своей кнопкой, так что на этой штуке можно было «играть», посылая луч в разные стороны сцены. Так у нас в школе ещё и свой лазер появился! Блин, а щас-то это всё можно через MIDI прицепить! =)

Понадобился дым! Вот тут-то и началась ещё одна эпопея с доставанием папика: «Пааап! А как дымовая установка сделена?» и его отмазки о том, что это адски дорого (тысячи баксов) и что сама жидкость для них тоже очень дорогая и он не может мне достать даже стакан. Единственное, что мне удалось у него выцыганить — это упоминание, что «раньше» в дымовых установках использовали глицерин, который нагревали, и он испарялся, давая дым. Глицерин? Отлично! Он есть в кабинете химии! А в кабинете физики есть маленькая электроплитка!

В итоге прямо на краю сцены, около пультов, за которые я перебрался от световой пушки, стояла плитка. Под рукой у меня был шприц с глицерином и вентилятор. Я капал на плитку глицерин и сдувал его вентилятором на сцену. Дым получался!! И ещё какой густой! А потом я выпросил у папы найти «у своих ребят на работе» (а он где-то нашёл же!) нагреватель для настоящей дымовой установки и сделал свою установку! Про это дело у меня есть пост! А в 2016 году я снова вернулся к этой теме и узнал, что самая простая дымовая установка стоит около 5 тыр, а канистра жидкости к ней — около 2 тыр. А жидкость — всё тот же разведённый глицерин. На таком же принципе сейчас все вейперы работают!

На выпускном 9 класса программа, усиленно напихиваемая родичами («Они все тебя используют») дала корни. Мне так и показалось, и я плюнул и забрал часть оборудования домой. А меня за это подсуетились и выкинули из школы в другую. И это оказалось ГОРАЗДО ЛУЧШЕ! Потому что первая школа была какая-то мажорная, и я ощущал там себя наибелейшей вороной. Во второй школе было проще: там никто не парился, и наоборот, умных уважали. Мы закорешились там с чуваками из А-класса, и пока шло очередное сочинение по литературе на два урока, они мне показывали всякие интересные фишки работы с прерываниями через ассемблер. Постепенно это втянуло меня в программирование, а сценический свет отошёл, потому что начался институт (который меня убил) и другие дела.

А вот тут в 2016 году шо-то мне стукнуло в голову. Давным-давно у меня валялся альбом группы God Is An Astronaut, трек Shadows из которого меня вставляет своей атмосферой. И мне в голову давно прилетело то, что он здороски подошёл бы как открывающий для какого-нить шоу. И я даже в 2013 году расписал под него сценарий света. В общем, стукнуло мне в голову: «А кто мне щас запретит? Это же раньше я предков боялся!», и я подкупил светового оборудования и продолжаю его подкупать! Вон оно как один раз получилось: приоритеты поменялись:

Что важнее? Щиты или свет? %)

Чего я хочу и куда меня ведёт? Я хочу выразить свою тягу — связать свет и музыку. Хочу на все свои любимые композиции накатать световых шоу. Так как я ощущаю акценты в музыке, то у меня руки просто прям тянутся совместить эти акценты со светом. Прямо сейчас мне нечего выложить, потому что я хочу купить адаптер для управления светом с компа: пульт, который у меня есть, дибильный и не может того, чего надо мне. Можно или купить суровый пульт, или поуправлять с компа. Пока дешевле — с компа.

Пожалуйста не спрашивайте, зачем я это всё делаю — Я НЕ ЗНАЮ. Так же не знаю, когда мечтал о том, что буду собирать большие щиты со свой рост. Так же не знаю, как не знал, севши писать первую программу. И так же не знаю, как не знал, зачем я захотел разобраться, как напинать 1С, чтобы она выводила одну табличку по-другому. Может быть это будет моё хобби, а может и работа. Дальше посмотрим. То, что я сделал и то, что узнал, я буду писать на блоге, как обычно!

PS. Тут был такой прикол, что я три дня не мог себя заставить собрать простой UK500. Вроде собираюсь его распаковать из коробки — бросаю, врубаю сканеры и тащусь! =)

Если вас заинтересовала информация из этого поста и вы хотите со мной связаться (или заказать Сборку щита / Консультацию), то пишите мне на почту info@cs-cs.net или звоните на +7-926-286-97-35. Отзываюсь на имя "Электрошаман".

10 Отзывов на “Сценический свет: Как я туда погружался!”


  • 1 a_b  [Московская область, Истринский район]

    Папик работал у меня в одном интересном месте, которое можно спалить по заглавной фотке этого поста

    Да уж, место «интересное»… если детство в таких местах прошло — надо, пожалуй, поосторожнее в твоём блоге комментировать (шучу :) )

  • 2 CS  [Москва]

    Ну, если так намёками стебаться, то норм. Детство же прошло там, где сцена, а не где «интересные» люди, так что всё норм.

  • 3 a_b  [Московская область, Истринский район]

    CS, не обижайся, я просто не смог удержаться от этого комментария :)

    А по сути поста интересная штука… я вот тоже сейчас на 37-м году жизни начал заниматься тем, чем увлекался сугубо для себя ещё в институте. А совершенно не тем, чем прошедшие годы зарабатывал деньги и в чём достиг порядочных карьерных высот. И очень доволен. Хотя не могу сказать, что раньше мне работа не нравилась, — просто на каком-то этапе понимаешь, что всё, надо менять направление.

  • 4 CS  [Москва]

    Ха! Интересная тема. То есть, ты сначала чего-то другое делал, а потом решил заняться тем, чем на самом деле хотел? Да, мне кажется, что лучше тут мягко описать: что пришла мысль о том, что надо менять направление. Причём нет ненависти к прошлому, а просто его оставляешь и дальше идёшь. Ага?
    Мне кажется, что просто меняется челочек (точнее, раскрывается), и меняется его работа.

    Я бы щас большие шкафы пособирал, а все деньги бы повваливал в прожектора =)

  • 5 a_b  [Московская область, Истринский район]

    То есть, ты сначала чего-то другое делал, а потом решил заняться тем, чем на самом деле хотел?

    Нет, не так. Занимался я всегда тем, что мне было интересно. И, в общем-то, результатами доволен. Выучился я на юриста, работа эта мне нравилась, должности и зарплаты росли.

    Но несколько раз по ходу карьеры задалбывали организационные моменты и я сваливал из очередной конторы искать новое место. Не потому, что работа как таковая становилась неинтересной, а в основном из-за отношений с людьми. Я в больших и бюрократических структурах работал, но при этом всякие подковёрные интриги не переношу на дух, так что как понимал, что без них дальше не обойтись никак — предпочитал сваливать.

    И вот в последний раз так свалил — и неожиданно подвернулась возможность заняться совершенно другим делом. Причём без потери в доходе (что обычно от таких вот перемещений и удерживает людей). Проектирование, моделирование и архитектура информационных систем. Понятно, что опыт работы в больших корпорациях здесь тоже помогает понять потребности заказчика (иногда те, которые он сам не осознаёт), — но сама работа вообще не про это сейчас. Реально нужными оказались навыки программирования, которым занимался в порядке хобби почти 20 лет назад (а потом работать начал — некогда стало).
    И вот занимаюсь этим — и реально получаю удовольствие от процесса :)

  • 6 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Какое то засекреченное учреждение.
    По крайней мере в моей базе нету.
    А гул прикидывается что видит на фото «просто свет»

  • Это место, если не ошибаюсь московский актовый зал КГБ?

  • 8 Wan-Derer  [Москва]

    Читая про старые диммеры, вспомнил смешную историю :)
    Сидим на совещании со строителем, который готовит для нас помещение.
    он: так, а скока вам электричества надоть?
    мы: нууу… на оборудование ХХХ, а на диммеры УУУ…
    он: диммеры… о_О
    мы: и надо чтобы кабель-каналы под слаботочку шли вот так, а сила к диммерам вот так…
    он: бля, какие в жопу диммеры?!!!
    мы: ну… такие, под свет…
    он: у меня в проекте помещения диммерной нет!!!
    мы: ну да, и чо?
    он: так где ж вы их размещать будете???
    мы: ну вот тут в коридоре на стеночку повесим
    он: о_О….
    Короче, дядя старой закалки никак не мог поверить что современные диммеры очень лёгкие и компактные, и могут выглядеть вполне изящно :)

  • 9 CS  [Москва]

    a_b Ага, понял! Тоесть это как переходный этап у тебя шло. Что сначала тащило от одного, а потом перенесло в другое.
    Про структуры — да… там постоянно вынуждают то подсиживать, то ещё какая фигня. я как в НИИ работал, так в мой ДР все тётки вокруг меня вились, типа «А ты знаешь что у тебя скоро ДР?» — «И что?» — «Ну, как принято отмечать» — «Почему это? Я их вообще не отмечаю, а если и буду — то с друзьями».
    Здоровски, что так всё перешло в новое. Это иногда как мозаика: сначала познаёшь кубики, набираешься опыта, а потом из этого синтезируется чего-то новое. Поздравляю с такой переменой! Ура! =)

    Генерал Дрозд Вот пущай гугл и видит просто свет =)) Ну ракурс тут такой, что да, хрен догадаешься. И я даже не знаю, меняли ли они потом прожектора эти или отделку стен.

    Dronnn Ага, оно самое. Мне ещё удалось в ЧекЗал попасть (папик пробил эксркусию для всей школы в 90х, пока не так там всё позакрывали от посторонних), и вживую экспонаты, по которым снимали «ТАСС уполномочен заявить» увидеть. После этого я этот фильм ещё больше полюбил.

  • 10 CS  [Москва]

    Wan-Derer Блин, про диммеры коммент пропустил. А история-то весёлая же! =) А считай вся активка поменялась, охлаждение, система управления — и в итоге стало рэковым и компактным =))

Оставить отзыв

Вы должны войти на блог, чтобы оставить комментарий.