Сценический свет: Протокол DMX-512 и Управляемые приборы

Число просмотров: 4 359 

Сценический свет на протоколе DMX-512 дома!

Про протокол DMX-512 везде понаписано куча всего, но везде всегда перекопировано одно и то же: какие кабели использовать, как что распаивать, и какие требования надо выполнять на самих устройствах. Короче, один технарский мрак, и местами ещё и устаревший. А вот с практической точки зрения никто про это не пишет, типа на это специалисты есть. Когда-то меня выбесила такая же ситуация в электрике: везде даны какие-то общие указания, а почему и зачем — это вам спецы сделают, нечего туда лазить. Хотя на самом деле этот протокол — до жути наипростейшая штука! И так как мне понадобилось с ним столкнуться уже в практике, то я сейчас про него вам и расскажу, применительно к сценическому свету. Рассказывать буду то, что узнал сам и как это всё понял за то недолгое время, пока занимаюсь сценическим светом.

Откуда это всё появилось? Когда-то давно, когда всяких интеллектуальных приборов совсем не было, основным освещением сцены была куча разных прожекторов, у которых регулировалась яркость. Прожектора заранее направляли на нужные места сцены, в них заранее вставляли светофильтры разных цветов, чтобы окрашивать участки сцены в разные цвета. У всех этих прожекторов можно было регулировать яркость при помощи диммеров. Вот если вернуться к предыдущей части поста — то там как раз и описана такая система диммирования света. Ну и если посмотреть всякие световые рок-концерты 60-х-80х, то там видно что куча прожекторов перемигиваются между собой. Управлялось это чаще всего или напрямую (всякие автоматы световых эффектов, светомузыка) или при помощи пультов вручную (для театров). Человек или запускал какую-то программу перемигивания ламп, или двигал ручки на пульте, чтобы регулировать яркость света на сцене.

Вот тут и возникает наша задачка: КАК соединить пульт управления с прожекторами? Простой вариант — воткнуть всю силовую часть в пульт и от него протащить кабели к прожекторам. Когда я фигачил всякие штуки по сцене в школе, то я как раз думал изобрести такой пульт: чтобы туда подаалось питание толстым кабелем, а от него были разъёмы на прожектора. Такое решение хорошо, если у нас прожектора небольшой мощности (например по 500 Вт на канал). Но куда прикажете деть какие-нибудь адские диммеры, которые питают десяток прожекторов, у каждого из которых мощность по 500 Вт? Вот с этого момента и стали изобретать разные интерфейсы управления так, чтобы внутри пульта не было сильно греющихся силовых элементов и высоких токов, а были только слабые управляющие напряжения.

Про DMX-512

Что было самым первым, до чего додумались — я не знаю. Знаю, что в какой-то момент приняли стандарт 0..10V, который сейчас до сих пор используется во всяких диммерах для светодиодного освещения. Всё просто: относительно GND (общего провода) подаём аналоговое напряжение постоянного тока 0..10V, которое меняет нам яркость от нуля до 100%. В итоге мы можем передавать это всё по некоему управляющему кабелю на десятки метров, если этот кабель хорошо экранировать и сделать так, чтобы каналы в нём друг на друга не влияли. Обратите внимание, что тут речь идёт ещё ТОЛЬКО о диммерах: один диммер у нас занимал один канал управления 0..10V, и всё было логично: одна ручка на пульте = один диммер = одна группа прожекторов (сколько мощности у диммера хватит).

Блин! Чёрт. Я изобретун велосипедов! Когда я задумал сделать 10-канальный диммер, то я решил по кабелю управления передавать сигналы на управляющий электрод симисторов. И конечно же обломался, потому что сигналы эти были импульсные и через соседние провода наводились на соседние каналы. Было круто, прям как световые эффекты: поднимаешь ручку одного канала, а за ним ещё несколько в рандомном порядке подсвечиваются. Причём порядок каждый раз разный — как жилы в кабеле сместятся от его изгибов =)

Зато в этом своём пульте я замутил при помощи релюшек переключение управления симисторами между ручками и диммированием и между автоматом световых эффектов. Можно было рулить или статичные сцены или работать в режиме дискотеки, пользуясь разными световыми программами перемигивания каналов.

Постепенно это дело развивалось и количество каналов становилось больше, расстояния управления тоже повышались. В 90е годы мы с папой много ходили на разные выставки в ЭкспоЦентр. Так вот одна из них была по световому оборудованию, и там я стащил каталог Strand Lighting, из которого узнал что «даже» делают какие-то хитрые прожектора, в которых светофильтры смотаны как фотоплёнка в рулочниках и проматываются до нужного цвета автоматически. И что это тоже может управляться по интерфейсу 0..10V. Такие прожектора зовутся ColorChanger (пишут где как: слитно или раздельно), и я про них позже расскажу.

Дополнение. Был не прав. В те времена были не прожектора со сменой цвета, а насадки на прожектора. Мне прислали фотку такой насадки:

Насадка для смены цветов на прожекторе

Так вот интерфейс 0..10V стал себя изживать, потому что он был аналоговый и ни фига не масштабируемый и не защищённый от помех: всё-таки и потери тебе в кабеле могли быть, и много диммеров на один сигнал нельзя было посадить: они могли просадить управляющее напряжение. А самое главное, это то что за это время поменялся и концепт самих световых приборов. Если раньше они были пассивными прожекторами (подал 220 вольт, лампа и засветилась), то позже начали появляться приборы по другому концепту: когда логика управления (диммер, автоматика) находилась внутри самого прибора, а он получал только питание (постоянно включен) и сигналы управления.

Насколько я понимаю сам (это мои догадки), то проблемой было тащить сигналы управления к таким приборам: вроде у тебя и может прожектор иметь два канала управления: яркость лампы и выбор цвета при помощи прокручивания светофильтров, но блин КАК их к нему подключить? Значит толстый кабель с кучей жил от пульта надо как-то разветвить, выдернуть из него две жилы на наш прожектор, и повторить такое же с остальными. Значит нужны какие-то кабели, шнуры. Это всё даёт нам кучу контактов, потерь и адски тяжело для поиска неисправностей: чуть что не так — иди лазить с прозвонкой по всем проводам. И ещё от себя добавлю, что наверное это было хорошо для театров, когда все прожектора висят постоянно годами, и было адски плохо для выездных групп: всё снять, перевезти на другую сцену, смонтировать…

А тем временем развился рынок микроконтроллеров: они стали более доступны, и программировать их стало достаточно легко. И решили завернуть всё это управление в цифру! Так и родился концепт протокола DMX-512! Этот протокол сначала был создан для того, чтобы заменить аналоговые интерфейсы всех этих диммеров. И уже благодаря тому, что этот протокол появился, стали появляться разные интеллектуальные приборы (сканеры, эффекты, вращающиеся головы). Так что можно сказать, что Вселенная так захотела: задумали протокол для одного, а потом оказалось, что он настолько удобен, что под него стали изобретать другие приборы.

Вот тут мы и поразбираемся с тем, как он устроен. Первое, на что я хочу обратить внимание — это на слово «Протокол». Если рассуждать с точки зрения техники, то будет путаница: по идее надо сказать про физический интерфейс, типы кабелей, и уже потом про формат данных, которые по ним гоняются. Вот в случае DMX-512 это всё настолько прочно стало жаргоном, что под словами «протокол DMX-512» понимают всё это вместе. Как вот у нас в электрике например скажи: «Проводка делается кабелем», и все поймут что речь идёт о кабеле с моножилой для стационарной проводки. А скажи: «Надо купить провод» — поймут, что это скорее всего ПВС для удлинителя.

Ну а что на самом деле? На самом деле DMX-512 можно описать вот как:

  • Физически он построен на стандарте RS-485 (нашем, родном). Все микросхемы приёмо-передатчиков используются те же самые и все правила и приёмы: терминаторы на линии, опторазвязки, усилители — всё то же самое. Например, существуют DMX-разветвители-усилители, которые могут сигнал с входа усилить и выдать на несколько выходов.
  • Всё это, чтобы не париться, завёрнуто в разъёмы типа XLR («каноны»). Раньше использвались пять контактов, сейчас все используют трёхконтакные разъёмы. Кабель для DMX делается вроде как с волновым сопротивлением 120 Ом, но иногда юзают и микрофонный кабель. Именно поэтому и сделаны такие разъёмы, как у микрофонов: если полный швах, то можно временно воткнуть микрофонный кабель на замену.
    Мои читатели попросили доуточнить инфу: Оказывается, изначально для DMX-протокола сделали как раз-таки другие, пятиконтактные разъёмы, чтобы туда не тыкали микрофонные кабели. А потом почему-то стали использовать ещё и трёхконтактные разъёмы. На профессиональной технике иногда ставят оба варианта разъёмов.
  • На любом DMX-приборе ставятся два разъёма: «мама» и «папа», которые внутри тупо соединены параллельно. За счёт этого не надо морочиться с соединением приборов: навтыкал выход одного во вход другого кабелями, и вот тебе линия связи и собралась! Удобно до жути!
  • Формат данных, которые гоняются, просто до жути: стартовый флаг и 512 байт (по одному на каждый канал). Эти данные ТУПО шлются в линию с частотой 50..60 раз в секунду. То есть в обычном варианте этот протокол имеет одного мастера на линии — световой пульт. А все устройства пассивные и никак с пультом не связываются. Пульт просто посылает данные в линию, и всё.

Для конечного пользователя всё совсем просто: навтыкали при помощи кабелей цепочку от пульта до приборов. Выставили на приборах адреса — и вперёд! Если какой-то прибор сдох, то за счёт того что разъёмы входа и выхода в приборах соединены параллельно, вся цепочка линии не нарушается, и остальные приборы будут работать. А ещё можно нескольким приборам тупо задать одинаковый адрес, и они будут работать одинаково.

А самое главное, что этот самый DMX-протокол позволил делать всякие интеллектуальные приборы! Вот по ним мы и пробежимся сейчас, чтобы свободно пользоваться их названиями в будущем. Насколько я понимаю, интеллектуальными приборами можно называть всё, кроме обычных диммеров и свитчеров — всякие движущиеся, вращающиеся штуки, приборы световых эффектов.

Типы световых приборов

Свитчеры — это приборы, которые могут только включать и выключать питание через DMX. Их можно использовать для зажигания какого-нибудь статического света (например, ультрафиолетовой подсветки на люменисцентных лампах) или включения оборудования. Скажем, повесить питание зеркального шара, дымовой установки… Причём, раз уж их упомянули, то надо сказать что они бывают и совсем автономные — просто панель с выключателями и розетками или клеммами, куда подключаются отходящие линии.

Диммеры — это приборы, которые регулируют яркость света. Тут всё как обычно: тиристоры/симисторы и фазо-импульсное управление. Как-то я думал сделать свой диммер, который мог управляться с компа, и описывал там этот принцип управления освещением.

Колорчейнджеры. Это прожектора, которые меняют свой цвет по команде с DMX. Раньше с этим термином было всё ясно: были обычные прожектора — лампа и линза. А были прожектора, в которых светофильтры прокручивались в кассете на нужную позицию. Сейчас этим термином можно обозвать всё, что угодно: например светодиодный RGB-прожектор тоже легко попадёт под этот термин, хотя его обычно относят к PAR-прожекторам (заливочного света). Однако ещё есть целый класс приборов, которые тоже зовутся колорчейнджерами. Такие приборы меняют цвет луча, могут проецировать узоры (гобо), мигать лучом и менять его фокусировку и диаметр и используются, чтобы сформировать один луч света. Ими можно что-то подсветить или просто навесить их в ряд и сделать пачку лучей, цвет, узоры (и прочее) у которых управляются отдельно.

Светодиодные PAR-прожектора. Это прожектора для заливочного света. Они дают не сфокусированный луч, а рассеяный свет и используются, чтобы дать фоновую засветку. На заглавной фотке поста они у меня направлены на потолк и дают одсветку для лучей сканеров. Сейчас они все светодиодные, и технология там такая же, как и в светодиодных лентах: RGB или RGBW. Яркость каждого канала меняется отдельно, и мы можем составлять любые цветовые оттенки.

Сканеры. Вот это вот уже гораздо интереснее! И вообще, это мои самые любимые приборы!

Сканеры ROBE Scan 250 XT и пульт управления DMX

Вот только что мы упоминали колорчейнджеры, которые выдают нам луч разного цвета, узоры и прочее. Вот если направить такой луч на зеркало и начать зеркалом двигать, то мы и получим сканер! Благодаря зеркалу мы можем направлять наш луч куда хотим, описывать им разные фигуры и создавать всякие эффекты (про виды эффектов, которые в них используются, я скажу ниже по тексту). Мне сканеры нравятся больше, чем вращающиеся головы, потому что у сканера двигается только зеркало, а голова вертится вся целиком. Соотвественно, мы можем накрутить (подобрать драйверы) наши приводы так, чтобы зеркало носилось с адской скоростью: оно же маленькое и весит не так много. А ещё мы можем заныкать сам сканер куда-нибудь так, чтобы только дырка для луча оставалась. Или просто положить на стол, как у меня на фотке. Однако минус сканера тоже в этом зеркале: во-первых, оно бьётся, и сканер при перевозке надо куда-то укладывать (в жёсткий кофр) так, чтобы зеркало свободно болталось и ничего не касалось. А во-вторых, из-за зеркала сканер может отражать луч только в узком диапазоне градусов: например 170 по одной стороне и 80 по другой. Поэтому если мы хотим, чтобы сканеры просветили нам все нужные места сцены — надо хорошенько подумать, как и куда их повесить. Если у нас обычная сцена, то их можно подвесить горизонтально, вот так вот:

Пример подвеса сканеров горизонтально

Самые лучшие сканеры были у фирмы ROBE (полноценные модели Scan 250 XT, Scan 575 XT и Scan 1200 XT, где числа — это мощность лампы) — там куча брутальных защит и нет металла тоньше милиметра, как у ABB в щитах. Затем шла фирма Martin (сканеры модели Mania), у которой были самые быстрые зеркала. Я говорю о сканерах в прошедшем времени, потому что сейчас они вышли из моды и давно сняты с производства — их заменили вращающиеся головы, в которые пихают больше функций и эффектов. Но моё сердце до сих пор со сканерами! Я наткнулся на канал The Light Project чувака из Греции, который занимается реставрацией самых первых сканеров из 90х годов для удовольствия. У него есть очень много видео, где видна сервомеханика сканеров. Я даже с ним списался, и мы обменялись опытом! Про сканеры у меня будет отдельный пост: про китайские и про ROBE! =)

Вращающиеся головы. Это — развитие сканеров. В какой-то момент решили не возиться с зеркалом и его хрупкостью, а вращать всю конструкцию целиком. Первый профит, который из этого получился — это горадо большие углы движения луча. Например современные головы могут сделать 1,5 оборота по горизонтали (там что-то около 500 градусов выходит) и почти полный оборот по вертикали (около 300 градусов). Соотвественно одна такая голова может светить и на задник сцены, и в середину, и вообще в зрительный зал.

Вращающаяся голова Genius Motor Show

Недостаток голов для меня — это то, что им требуется дофига свободного пространства по сравнению со сканерами: ведь эта махина крутится целиком. На моей фотке голова старая — 2004 года выпуска; сейчас головы уменьшились, особенно при переходе на светодиоды. Я эту голову называю беременной лягушкой, а мать прозвала акулой. Однако в головы сейчас стали пихать очень много эффектов и возможностей. Например, современная голова вообще может менять конфигурацию оптики и выдавать разные типы лучей: расширяющийся углом, прямой (как труба) или светить рассеяным светом. Причём всё это может быть вообще в одной голове. Я вставлю ролик такой наверченной головы. Только надо понимать, что такая голова легко может стоить под 800-900 тыр. ОДНА! А некоторые продолжают меня ругать за щитки в 500 тыр, блядь! =)

Лазеры. Собственно, лазеры за это время давно перешли на светодиодные и тоже могут управляться через DMX (хотя полные шоу на них делаются через интерфейс ILDA): можно выбирать несколько зашитых туда программ или регулировать диаметр или скорость луча. Лазерами я ещё не занимался, но думаю потом прикупить себе какой-нибудь с ILDA и SD-карточкой.

Виды эффектов в световых приборах.

Мне пришла в голову идея составить небольшой список эффектов (ну или возможностей) световых приборов и ещё описать, как они могут сочетаться друг с другом, потому что по первости я, когда читал характеристики приборов, многое упускал. То есть, в приборе может быть написано «Есть ультрафиолетовый фильтр, призма», но включаться они могут поочерёдно, а не вместе, как ты надеялся (так сделано в сканерах ROBE, кстати). Тут будут упоминаться некие «каналы». Про них я поясню позже, а пока просто знайте что прибор имеет некий набор чисел от 0 до 0xFF, каждое из которых отвечает за какой-то эффект.

Ещё надо знать, что через меню самого прибора можно переключать его режимы (и количество каналов управления). Например, в приборе можно переключать управление всеми зеркалами-головами (есть приборы, в которых несколько зеркал или голов) на один канал, или управлять ими индивидуально. Или включать 8-битный или 16-битный режим движения.

  • Control — Управление прибором. Например, можно удалённо перезапустить прибор (Reset), включить или выключить лампу, отрегулировать скорость вентиляторов охлаждения (и как следствие шум). Каждый производитель сам придумывает нужные ему функции. Для приборов с лампами важно было выключать лампу удалённо, чтобы не тратить её ресурс.
  • Pan, Tilt — Поворот и Наклон. Это управление положением прибора: головы, зеркала. Если зеркал или голов в приборе несколько — то таких каналов может быть тоже несколько. В мощных приборах, который за счёт высокого светового потока могут светить на большие расстояния часто делают возможность управлять движением аж двумя байтами: старшим и младшим. Тогда на Pan и Tilt тратится два канала управления. Младшие байты позиции будут называться Pan Fine и Tilt Fine — они могут очень точно двигать. Обычно один байт двигает его всего на миллиметр от 0 до 0xFF.
  • Pan/Tilt Speed — скорость движения прибора. Можно регулировать скорость, с которой наш прибор будет двигаться. Например, если нам надо где-то подвинуть луч резко — то мы врубим скорость на максимум. А если нам надо, чтобы у нас например десяток лучей адски пафосно сошлись в одной точке (например на презентации какого-нить предмета на этом самом предмете), то мы можем выставить скорость движения поменьше. Ещё сюда иногда запихивают фишку «Луч выключен, пока прибор движется»: при определённом значении этого канала управления прибор будет гасить луч, когда он его перемещает. Это например нужно, когда мы хотим чтобы луч исчез из одного места и резко появился в другом.
  • Reverse Pan/Tilt — инверсия каналов Pan и Tilt. Это обычно есть у всех приборов по умолчанию. Нету этого только у самых старых приборов. Если инверсия включена (она включается отдельно для каждого канала), то прибор начинает работать в обратном положении: минимум становится максимумом. Это используется, когда нам надо зафигачить приборы симметрично (верх-низ или право-лево). Тогда мы можем подключить их на один адрес, и у одного поставить реверс каналов. Тогда они будут управляться полностью одинаково, только двигаться навстречу друг другу, и не надо будет писать одну и ту же программу управления для каждого прибора отдельно.
  • Dimmer — регулирование яркости света лампы. Иногда он может быть совмещён с каналом стробоскопа. В приборах на лампе диммирование делается при помощи металлических шторок, которые закрываются, придавливая световой поток. А в светодиодных приборах с этим уже легче: при помощи ШИМа регулируется яркость светодиода. В некоторых светодиодных приборах ещё и можно настроить определённую кривую яркости: светодиод может имитировать лампу накаливания, или ещё какую-нибудь. То есть, меняется зависимость «Число от 0 до 0xFF -> Яркость».
  • Strobe — мигание луча света. Оно делается при помощи тех же шторок, которыми диммируется луч, или при помощи включения-выключения светодиода, если у нас светодиодный прибор. В простых приборах тут тупо меняется частота вспышек. В продвинутых приборах могут быть разные навороты: простые вспышки, пульсирование луча (когда он плавно наращивает яркость, а потом резко гаснет или наоборот — резко врубается и плавно гаснет) или даже случайные количества вспышек.
  • Iris — регулирование диаметра луча. В этом случае внутри тупо ставится обычная ирисовая диафрагма, которая вращается при помощи шагового двигателя. Это классный эффект, когда луч можно сделать широким, а можно — узким. Ирис почти всегда автоматический, ручного ириса кроме как на световых пушках, я не видел.
  • Focus — Фокусирование луча, резкость. Это очень нужный параметр прибора: ведь если луч направлять на разные расстояния, то на одном из них он может выглядеть нечётко и размыто, а на другом — чётко. Ну или другой пример: перетащили оборудование из мелкого клуба в клуб побольше, повесили повыше — и всё, надо фокусировать луч.
    Фокус быват ручной или механический (пишут «моторизированный», «Motorized Focus»). Нам интереснее механический, потому что тогда мы сможем управлять фокусировкой удалённо, и включить это в световое шоу: делать луч резким или размытым для какого-нибудь эффекта. Иногда этот же фокус нужен, чтобы внутри прибора фокусироваться на один из дисков гобо (про них дальше) или цветов.
    Догадаться о том, какой у прибора фокус, можно легко: надо посмотреть на его выходную линзу. Если там нет объектива, который надо крутить руками (это выглядит как колёсико с бороздками для пальцев), то фокус скорее всего моторизированный. Из этого правила есть и исключения: у некоторых простеньких сканеров и других приборов фокус меняется при помощи мелкой ручки сбоку прибора.
  • Zoom — Увеличение. Это фишка голов, на сканерах я её особо не видел. Вот если Ирис у нас просто меняет диаметр луча, то Зум может делать картинки, которые проецирует луч, больше или меньше. Дугими словами, меняется угол раскрытия луча. Чаще всего он делается на 12..15 градусов. Но иногда этот угол надо поменять, чтобы один прибор мог засветить нам более широкое пространство. Это можно использовать для того, чтобы со сцены фигачить в зрительный зал: ставишь какое-нибудь гобо (узорчик), чтобы оно размножало луч на полосочки, вращаешь его, ставишь максимальный Зум (угол луча) и направляешь это в зал. Получается, что из нашей головы идёт поток вращающихся лучей, которые теряются где-то в пространстве, а ни на кого конкретно из зрителей оно не светит.
  • Color(s) — Цвета, изменение цвета луча. Чем их больше — тем лучше. В китайских приборах может быть всего 7 цветов, а в продвинутых — 10…14. Делается это всё при помощи диска (или дисков), на котором закреплены разные светофильтры (обычно они делаются из стекла, чтобы их не пожгло световой энергией луча). Диск может поворачиваться нужным местом, чтобы получить нужный цвет. Обычно это описывается в документации на прибор: какое значение канала даёт указанный цвет. А ещё цветовых колёс может быть несколько для того, чтобы смешивать цвета. И ещё в некоторых редких случаях (например в сканерах Martin Mania такое было, кажется) светофильтры могут делать сменяемыми. Но сейчас это никому не нужно, потому что достаточно стандартного набора цветов.
  • Color(s) Indexing, Half-Colors -Выбор соседних цветов и плавный проворот цветового колеса. Тут надо быть внимательным. В некоторых приборах (обычно дешёвых или старых) светофильтры располагаются в отдельных ячейках, и между ними есть кусок металла диска. Тогда диск будет проворачиваться только на нужный цвет: глупо же вертеть его так, чтобы металл закрывал часть света? Но потом народ смекнул, что если споектировать диск таким образом, чтобы светофильтры стояли почти рядом, то диск можно поворачивать так, что луч света будет проходит через два соседних светофильтра. Тогда он будет состоять как будто из двух цветных половинок! А потом смекнули, что можно диск цветов перемещать вообще плавно, чтобы пользователь мог точно-точно подкрутить его положение например так, чтобы 2/3 были одним цветом, а 1/3 — другим. Вот это всё и называется индексацией цветов.
  • Color Rainbow — изменение цветов подряд, их перебор. Всё просто: диск цветов вращается постоянно с регулируемой скоростью, и цвета луча у прибора меняются. У дешёвых приборов начальное положение диска цветов может определяться не датчиком, а просто упором (диск упёрся — значит «ноль»), и у них диск не повертишь. А у нормальных приборов он может вертеться сколько влезет. И также ещё и можно менять направление вращения диска: по часовой или против часовой стрелки.
  • CMY Color Mixing — система синтеза цвета при помощи дисков с известными нам по полиграфии цветами Cyan, Magenta, Yellow. В этом случае в пиборе можно выбрать не какой-то фикисрованный цвет из набора, а намешать любой цвет, какой хочется. Это круто, но делается не во всех приборах, потому что отнимает много места внутри них.
  • Static Gobo — Гобо (так я и не заучил, как правильно ставить ударение; мне нравится ставить его на второе «О»). Узоры, которые можно проецировать нашим прибором. Сначала выделим статические узоры, которые не вращаются, потому что есть варианты приборов, в которых гобо не вращаются, в которых вращаются, и в которых есть и то и другое одновременно: два диска. Обычно статические гобо не заменяются, а представляют собой единый диск из металла (чтобы его не пожгло световым потоком по аналогии со светофильтрами), который прошёл через станок лазерной резки. Можно сказать, что сканеры и прочие суровые штуки появились как раз благодаря лазерной резке: стало возможным делать мелкие и точные рисунки на металле. Диск поворачивается нужной стороной, и мы получаем нужный узор или ничего, если диск повёрнут открытой дыркой. Такие диски обычно не индексируются, а вращаются только по точным позициям. Так же,  зависимости от наворотов прибора, может быть встроен эффект плавного перебора всех гобо подряд (аналог цветовой радуги).
  • Rotating Gobo — Вращающиеся гобо. Это узоры, которые могут вращаться вокруг своей оси с разной скоростью. Это классный эффект, если подобрать узорчик, который множит луч на несколько. Тогда луч превращается в конус, который вертится. Как я уже говорил, в зависимости от наворотов прибора, в нём может быть или только диск с вращающимися гобо (например в сканерах ROBE Scan 250 XT), или только со статичными, или и то и другое сразу (в сканерах ROBE Scan 575 XT). Вращающиеся гобо тоже собраны на одном диске, который поворачивеатся нужной стороной. Часто есть эффект перебора всех гобо подряд.
  • (Rotating) Gobo Indexing — Индексация гобо. Это возможность поворачивать гобо на нужный нам угол. Не путайте это с командой «вертеться!». Простое вращение гобо крутит их постоянно, а индексация позволяет повернуть гобо на нужный нам угол. Например, если у нас есть какое-то гобо с названием клуба (лазерной резкой можно сделать что хочешь) или с определённым несимметричным узором, то мы можем захотеть повернуть его так, чтобы проецировать его в нужном нам положении. Вот для этого индексация гобо и нужна.
  • Gobo Rotation — Управление вращением гобо. Обычно регулируется скорость вращения от быстрой до медленной и направление вращения: по часовой или против часовой стрелки.
  • Gobo Shaking — Тряска гобо. Часто делается на статических гобо, потому что там масса диска меньше, чем у вращающихся (у диска вращающихся гобо куча подшипников). Диск быстро крутится в одну и другую сторону на небольшой угол (буквально миллиметр-два), и из-за этого получается дрожание узора. У меня это вызывает некоторый скепсис, потому что часто попадается в китайских приборах и выставляется там как мега-крутой эффект. Типа: вот у нас нет радуги цветов, нет вращения гобо, зато есть gobo shaking, блядь! Очень смешно!
  • Interchangebale Gobo, Replacing, Replaceble Gobo — Сменяемые гобо (чаще всего относится к вращающимся). Пожалуй, это очень важно! Потому что если уж брать прибор — то сразу с вращением и с возможностью смены гобо. В этом случае гобо не приклеены к подшипникам, а вставлены туда и прижаты пружинкой. Если убрать пружинку, то гобо можно вынуть и поставить своё. В инстукции на прибор обычно указывают два параметра: посадочный диаметр и диаметр узора. Посадочный диаметр — это внешний диаметр кружочка с гобо. А диаметр узора — это диаметр той части кружочка, на которую попадает свет. Например, для сканеров ROBE посадочный диаметр — 26,9 мм, а диаметр узора — 22,5 мм. Узор на гобо, которое мы хотим спроектировать, не должен превышать видимого диаметра, иначе он просто не будет виден целиком. А так — лазерная резка в помощь!
  • Prism — Призма. Это стеклянная штука, которая позволяет изменить количество лучей, которые будут выходить из прибора. По умолчанию ставится трёхгранная (или по-другому, трёхфасеточная) призма, которая размножает луч на три одинаковых. Но в некоторых приборах может стоять целый диск (по аналогии с вращающимися гобо) с разными призмами на выбор. Бывают призмы на 5 граней, бывают призмы «бесконечность». Но обычно ставится трёхгранная.
  • Prism Rotation (Control) — Вращение призмы. Сейчас по умолчанию все призмы делаются вращающимися. Вращать её можно с разными скоростями в разных направлениях, по аналогии с вращающимсмя гобо.
  • Frost — Фрост-фильтр. В разных приборах может быть сделан по-разному: матовое стекло или стекло с неровными краями, как на дверях в СССР было (волнистое стекло, армированное проволокой). Он используется для того, чтобы сделать луч размытым, с нечёткими краями, как будто мы видим его через стекло с морозными узорами. Оттуда и название. Применяется он для того, чтобы при помощи наших приборов вместо чёткого луча можно было сымитировать заливочный размытый свет как от PAR-прожекторов и подсветить ими что-то фоновое, чтобы где-то там на фое что-то двигалось и крутилось, но было непонятно что именно =) Важно! Иногда этот фрост-фильтр может быть отдельным (это хорошо) или включаться на выбор между разными эффектами. Нам, конечно же, было бы интересно чтобы он был совсем отдельный, чтобы можно было не выбирать из нескольких, а накладывать эффекты.
  • Color Temperature / Correction Filters — Фильтры корректировки цветовой температуры или фильтры корректировки цвета. Обычно они делаются для того, чтобы примешивать их к основным цветам и тем самым получать разные оттенки: посветлее, потемнее. Таким образом, например, мы можем поставить цветовое колесо на 10 цветов, два фильтра цветокоррекции и получить аж 30 комбинаций цветов. Опять же, смотрите внимательно: включаются ли эти фильтры отдельно от других эффектов, или связаны с ними вместе (например или коррекция цвета, или только фрост).
  • Shutters(s) — Заслонки. Это дело не надо путать с фишками диммера и стробоскопа, где при помощи шторок луч перекрывается или меняется его яркость. Сейчас в некоторых крутых головах (как в той, что на видео вверху) делают две или четыре заслонки, которые меняют форму луча за счёт того, что перекрывают его с разных сторон. Можно сделать трапецию, можно квадатик, можно треугольник или хрен знает что. Благодаря этому можно вообще например проецировать эффекты: вруби какое-нить мелкое гобо, вруби его вращение, фрост-фильтр, расфокусируй луч, сделай из него прямоугольник и направь вверх на сцене — и хопа, вот тебе туман или тучки!
  • Sound Activation — Встроенный микрофон и возможность менять эффекты по звуку (в меню выбирается вариант управления: по сигналу DMX или по звуку). Микрофон часто ныкают внутри устройста, чтобы оно реагировало на грмкие басы. Но в некоторых случаях микрофон стоит снаружи (у решёточки) и его чувстительность регулируется из меню. Например у сканеров ROBE такой фишки вообще нету, и мне они достались дешевле, потому что человек, который их купил, обломился с микрофоном и перепродал их, чтобы от них избавиться.
  • Built-in Programs -Встроенные программы работы. Это может быть демо-программа, а может быть возможность записать несколько автономных программ прямо внутрь прибора (так сделано у ROBE — три программы по 50 шагов каждая) и вертеть простое световое шоу без пульта.
  • Master/Slave — возможность объявить один прибор в автономном режие (от звука или программы управления) Мастером, который будет генерировать сигнал DMX для остальных приборов той же модели. В этом случае можно создать автономную цепочку из приборов, которая будет работать не как попало, а синхронно. Например, первый прибор ставим в работу от звука и начначаем Мастером, а остальные — Подчинёнными, и на некоторых делаем инверсию Pan/Tilt. В итоге все приборы у нас будут работать синхронно, а часть из них будет работать ещё и симметрично. Такое можно сделать в каком-нить простом кафе, где из звука будут только комп и активные колонки. Пьяным гопникам или тёткам «кому за 60» хватит.

А теперь ещё несколько моментов:

Первое. При выборе прибора надо смотреть, насколько эти все возможности там сочетаются и на чём в нём сэкономили. Как я уже писал, например могут сэкономить на датчике положения колеса и сделать вмето вместо него простой упор. Тогда всякие эффекты радуги цвета и гобо ставновятся ублюдочными, даже если они и будут: колесо будет крутиться до упора, а не постоянно. Ну и тот самый пример про эффекты. Вот например в сканерах ROBE написано что есть три фильтра цветокоррекции, фрост-фильтр и призма. А на деле это всё собрано на одном колесе, и можно выбирать что-то одно. А сделать кислотно-ультрафиолетовый луч и закрутить его фростом и призмой не получится.

Второе. Важно помнить, что кроме разного набора этих возможностей, в разных приборах может отличаться ещё и их скорость! Это зависит от того, насколько современные и быстые шаговые двигатели туда поставили. В старых или дешёвых приборах ставят простые шаговые двигатели, управляют ими в полношаговом режиме (это самый простой и дешёвый способ управления), и эти двигатели могут работать медленно. Это иногда всё портит. Например, надо тебе быстро сменить цвет, а у тебя цветовое колесо вращается еле-еле, так что видно как пробегают другие цвета, которые нафиг не нужны. Так что даже это надо учитывать при выборе прибора.

Третье. И ещё надо сказать про шум. Потому что те же шаговые двигатели могут отличаться и здесь по качеству. Некоторые двигатели могут шуметь так, что уши вянут, если мы используем прибор на небольших пространствах. Например, у меня есть дешёвый китайский сканер, у которого двигатель зеркала «поёт» так, как старые «номерные» вагоны метро — противный такой свистящий гул. А у сканеров ROBE например двигатели тихонько пищат на высокой частоте, и это не так слышно.

Четвёртое. Приборы стараются продавать и покупать минимум попарно, потому что тогда их удобно программировать: два одинаковых прибора уже дадут какие-то эффекты тоже одинаково, и им можно даже назначить один адрес, как я упоминал в Pan/Tilt Reverse. А один прибор мало кому нужен, потому что пару к нему не факт что найдёшь (если он старый), а программировать сборную солянку «всего по одной штуке» всем влом. Так что правило «каждой твари по паре» тут соблюдается. Зато, если вам надо только поучиться, то есть шанс что на каком-нибудь Авито вы сможете найти беспарный прибор дешевле именно из-за того что он никому один не сдался. А ещё такие объявления оставляют воры: если ты покупаешь какой-то серьёзный прибор, и его продают один и за копейки — то могут просто палить покупателей: вдруг он покупает к таким же, которые у него уже есть? Значит можно дать наводку. У меня была странная история, которая могла так и закончиться. Расскажу её в других постах.

Вселенные, DMX-каналы и адресация устройств.

Ну а теперь немного скучного. Вернёмся к DMX-протоколу и к тем словам, которые я тут уже упоминал: адрес и каналы. Как вы помните, изначально DMX-протокол создавался для управления до 512 диммерами по одному кабелю. В протоколе передавалось 512 байт. Каждый байт от 0 до 255 (от до 0 0xFF) задавал значение яркости диммера, и всё. А чтобы каждый прибор (диммер) понимал, какие значения ему брать, то появилось такое понятие как «Адрес«. Хоть оно и может напомнить всякие ПЛК с их ModBus’ом или обычные LAN-сетки, но в DMX-512 всё не так сложно. Адрес тут — это просто номер байта, который надо будет выбрать из всей посылки данных в протоколе.

Простым языком. Вся наша посылка состоит их стартового флага («щас начну передавать!») и 512 байтиков. ВСЕ наши приборы на шине получают одни и те же данные, потому что они подключены параллельно шине. А потом каждый прибор пропускает сколько-то байтов, пока не найдёт «свои» с нужного адреса. То есть, если например у прибора адрес — «10», то он пропустит и не будет считывать первые 9 байтов данных, а считает всё с 10 байта. Вот и всё — предельно просто. Благодаря этой фишке («выбери свои байты») на неограниченном числе приборов можно задавать один и тот же адрес — они будут работать одинаково, если они одинаковой модели.

Как задаётся адрес? На простых приборах его задают двоичным кодом при помощи переключателей, вот например так:

Установка адреса DMX при помощи переключателей

 

А на более сложных обычно делают меню с индикаторами или дисплеями, на которых можно и адрес нормально установить, и ещё всякие настройки прибора покрутить.

Установка адреса DMX при помощи меню на устройстве

Потом появилось понятие «канал«. Оно совсем простое. Например представим, что у нас физически в виде железки лежит ОДИН диммерный блок на один выход. И стоит их три штуки. Тогда каждый из них и будет брать один байт из посылки: 1, 2, 3 — и это и будут их адреса в DMX-512. Верно? А что будет, если мы сделаем один физический корпус, в котором будет сразу десять диммеров. Это же удобно: один блок питания, одна плата электроники, только силовых элементов десяток поставить. Вот тогда-то и можно сказать о каналах прибора: что наш прибор имеет десять каналов (по одному на каждый выход).

Как это будет выглядеть внешне? Точно так же, как и для прибора с одним каналом: выставили адрес, и прибор работает: начиная с этого адреса он будет вытаскивать из посылки «свои» байты. Только не один, а десять подряд. Вот и вся хитрость.

Важно понять одно: протокол DMX-512 ОЧЕНЬ прост и туп как пробка. Он не контролирует одинаковые адреса (это специально заложено), не контролирует перекрытие адресов и вообще их правильность. Пульт посылает байты, а приборы только и делают, что выбирают «свои» байты, пропуская сколько-то «чужих». И больше НИЧЕГО. Всё остальное остаётся на совести того, то конфигурирует систему: назначает адреса и прочее.

Я нарисовал пример того, как это всё происходит и как обращаются с адресами в DMX-512. Пускай у нас будет два прибора, каждый из которых имеет три канала управления. Пускай прожекторами. Положим, прожектора будут разные, и мы хотим управлять каждым отдельно. То есть это будет не ситуация, когда нам не хватило мощности одного диммера, и мы включили прожектора группами по разным диммерам (и посадили диммеры на один адрес), а когда у нас есть шесть прожекторов.

Адресация устройств в протоколе DMX-512

Будем назначать адреса нашим приборам подряд. Тогда у первого прибора будет адрес «1». А захапает он себе три канала, три байта: 1, 2, 3. Какой у нас будет следующий свободный байт? Четвёртый! Вот поэтому следующему прибору мы можем назначить адрес «4». Он опять займёт три канала: 4, 5, 6. Так что если нам понадобится подрубить третий блок диммеров, то у него адрес будет уже «7». И так далее. Протокол не защищён от ошибок с адресацией. Если мы в нашем примере бы накосячили и воткнули бы второй диммер на адрес «3», то он так и работал бы: третий канал первого диммера и первый канал второго попали бы на третий байт в посылке и просто работали бы одновременно. А кто-то матерился бы и думал что всё глючит.

Адреса можно выбирать как нравится. Единственную поправку надо будет делать на пульт или программу, которые будут управлять всем нашим хозяйством. Некоторые простые пульты (и про такой я расскажу) имеют тупые группы адресов, которые выведены на кнопки. Скажем, иногда на дешёвом пульте пишут «12 приборов по 16 каналов каждый». Тогда у него будет просто 12 кнопок, каждая из которых включает управление блоком на 16 байт. То есть, первая кнопка отвечает за адреса с 1 по 16, вторая с 17 по 32 и так далее. В этом случае адреса на устройствах можно подогнать под этот пульт. Поэтому на фотке сканера у меня стоит адрес «49»: это будет кнопка «4», потому что адреса будут идти так: 16, 32, 48.. и с 49го начнётся новый диапазон адресов.

Итак, что получается: на приборе пишут, сколько каналов управления (адресов) он сожрёт. А мы, проектируя систему, назначаем приборам такие адреса, чтобы они были нам удобны (подгоняем под пульт, например) и чтобы не пересекались друг с другом (делаем поправку на число каналов).

Тут надо бы упомянуть про Вселенные (Universe). Когда протокол DMX-512 делался для уравления диммерами, то думали как Билл Гейтс, что: «512 хватит всем!». А на деле, когда пошли наверченные приборы по 16, 20, 32 канала — то 512 адресов как-то мало оказалось! =) Проблему решили очень просто: стали закладывать отдельные цепочки DMX-512. Поэтому если световой пульт управляет до 512 каналами, то у него будет один разъём для линии DMX, а если пульт будет на 1024 канала, то у него будет два разъёма по 512 каждый. И так далее. Так вот ради прикола приняли обозначение Universe, которое и обозначает одну цепочку DMX-512 до 512 каналов. Поэтому можно стебаться и обзывать нас богами — хрен ли, вселенные там всякие создаём.

Протокол ArtNet.

Когда всех задрало тащить например 4 хвоста DMX от пульта на 2048 каналов, изобрели протокол ArtNet. Вы, блин, не поверите! Это обычная IP-сетка с IP v4-адресами! Отличается она только тем, что по умолчанию там используют диапазон адресов 2.0.0.0 и маску 255.0.0.0 и UDP-протокол. Точнее даже так: так как эта сетка должна быть отдельной (чтобы другой трафик не забил нам канал и наш свет не заглючил), то на адресацию всем плевать и даже плевать на то, что 2.0.0.0 — это диапазон белых открытых IPшников.

Выпускаются конвертеры ArtNet <> DMX-512, которые представляют собой почти что обычные преобразователи LAN <> RS-485. Только конвертеры на выходе имеют буферную память, при помощи которой последние переданные данные постоянно повторяются (потому что DMX посылки данных должны идти 50..60 раз в секунду). Поэтому в итоге может быть так: от компа или пульта тянется обычная витая пара до такого конвертера. Конвертер висит где-то на софите, и от него уже расходятся короткие линии DMX-512 на приборы.

В сетке ArtNet ввели свои понятия: Net и SubNet, благодаря которым в теории по одному кабелю можно адресовать чуть ли не 65535 кусков по DMX-512. Так что теперь мне ясен ответ на невольный вопрос: «Блин! Сколько ж у них там голов! Это ж 512 не хватит! Как они это подключают?»

Так же в ArtNet из-за этого хитрого диапазона адресов есть западло, на котором делают деньги. Дешёвые конвертеры имеют жёстко прошитый на заводе адрес, и всё что ты можешь сделать — отключить от компьютера штатную сетку, в свойствах сетевой карты вписать другой IPшник и работать только с конвертером. Такие конвертеры стоят 5-10 тыр. Конвертеры, в которых жёстко вшит какой-нибудь 192.168.1.x, и можно менять через менюшку только последнюю часть адреса, стоят уже от 30-50 тыр. В итоге дело кончилось тем, что один чувак из UK на всех плюнул и сделал на микроконтроллере свой конвертер — «SmartShow NetDMX ArtNet to DMX interface«. Там всё просто: железка при запуске в течение 5 секунд ждёт обращения по HTTP из браузера. Если оно было, то она выдаёт страничку, на которой можно настроить ВСЁ! А питается она от USB-входа, чтобы можно было питать от любой зарядки, какая есть под рукой. На неделе я щит сдам и закажу её!

Как это всё программируется?

Как это всё подключается — мы разобрались. А как происходит управление самими приборами? Всё опять же тупо: меняем при помощи пульта значения каналов и получаем нужные нам эффекты. Если это диммеры — то они будут менять яркость. А если это какие-то другие приборы? Сканеры, Головы? А вот там надо знать назначение каждого канала управления: за что он отвечает и какие значения может принимать. Для этого вместе с прибором даётся инструкция, в которой все каналы и их значения и описаны. Например, вот скриншот инструкции для ROBE Scan 205 XT:

Пример таблицы DMX-каналов от сканера ROBE

Из неё мы видим, что для выключения лампы сканера нам надо на четвёртом канале выставить любое значение в диапазоне 230…239. А для включения — 128…139. А в диапазоне 0…127 этот же канал управляет скоростью вращения вентиляторов. Ну и дальше в том же духе. По этой же таблице каналов, если она от так хорошо расписана, как раз и видны все возможности прибора. Например по словам «Forwards rainbow effect» мы можем понять, что тут у нас эффект радуги сделан нормально — колесо может крутиться сколько влезет без ограничителей.

А вот кусок таблички каналов для моей вращающейся головы (той ужасной лягушки). Например, видим что голова может менять скорость своего движения и что призма тут выбирается не отдельно как у ROBE, а одним каналом: значение от 0 до 4 — это без призмы, а дальше — подключается призма и вращается.

Пример таблицы DMX-каналов от вращающейся головы Genius

Вот таким образом нам надо обзавестись таблицами каналов для каждого нашего прибора или определить их эмипирически: двигаем ручки на пульте и смотрим что прибор делает, а потом сами себе табличку и составляем.

Ну дальше нам надо только добавить наши приборы или в программу, если речь идёт о ней, или в пульт. Детально я это будут расписывать тогда, когда буду по пульты или программы говорить, по принципу «Сделал? Расскажи», а сейчас я хочу только показать парочку приёмов, которые называются Patch и Group. Как-то, когда я ещё собирался писать, один их моих читателей всё классно пояснил вот тут вот. Спасибо ему!

Всё удобство программирования света зависит в основном от пульта. В простых пультах адреса приборов подстраиваются под пульт. В более удобных пультах есть такая штука, как переназначение каналов, Patch. В этом случае для каждого прибора, которые везде обзываются как Fixture, мы можем задать соотвествие «Прибор.Канал = Ручка пульта» и оперировать уже не каким-то там бумажками, постоянно в них заглядывая («Эээ… так, какой там канал за цвета… пятый?, а, блин не, это у сканеров, а тут восьмой»), а напрямую ручками типа «Цвет», «Диммер», «Гобо». А пульт уже сам разберётся, какой это уканал у какого прибора.

Переназначение каналов для удобства

В программах это дело тоже поддерживается. Попутно покажу, что значит удобный (из простых и бесплатных) софт для управления светом. Накидал приборов в список, а справа по каждому информация: какой адрес, какие каналы, вес, масса и как переключатели надо на нём установить.

Пример адресации DMX в программе

В общем, обычно без Patch’а никуда, если он в пульте есть. Вторая фишка — группировка каналов или приборов. Мы можем насоздавать несколько групп приборов. Например, взять и собрать все цвета всех EGB-прожекторов в одну группу, даже если прожектора имеют разные модели и типы. И рулить цвет уже через группу, а не отдельно.

Группировка каналов для удобства

Чаще группировка используется для логического разделения приборов. Например, все левые, все верхние, и все правые какие-нибудь. Не знаю, что ещё привести в пример — вот навесил групу на каналы призм, для того чтобы показать что в группу могут входить разные модели приборов и их разные каналы. В этой пограмме Patch и Group собраны вместе, для упрощения.

Пример группы каналов

Обычно на этом железная часть кончается, и можно заниматься программированием самого света. Это делается при помощи сцен, чейзеров и эффектов. Сцена — это значение всех-всех каналов управления на какой-то момент времени. Обычно для сцены задаются несколько временных интервалов: насколько плавно она включается (Fade-In), сколько времени держится (Hold) и насколько плавно выключается (Fade-Out). Если нам надо, чтобы у нас всё сменилось резко — то ставим времена Fade по нулям. А если нам надо что-то другое — то с этими временами можно поиграться. На нормальных пультах и программах можно указать, какие приборы и какие их каналы или группы участвуют в сцене, чтобы можно было писать сцены например только для движения луча (Pan, Tilt) и не трогать цвет и другие эффекты. В дешёвых пультах в сцену пишется всё подряд. Для каждого состояния сцены мы пишем свою сцену. Например, если мы хотим чтобы у нас лучи двигались вверх-вниз, то пишем две сцены: «лучи вверху» и «лучи внизу» и переключаем одну и другую.

Чейзер (Chase) — это набор сцен, которые переключаются между собой. Обычно он выглядит в виде списка, в котором перечислены сцены и их время выполнения. Также можно настроить, как эти сцены перебирать: однократно, рандомно, подряд и прочее. Вот скриншот такого тестового чейзера из программы:

Пример чейзера

Но как нам сделать более сложные штуки? Чтобы лучи у нас двигались по кругу или цвет менялся волной друг за другом? Не писать же каждый шаг круга отдельной сценой? Ага, не писать. Для этого используются эффекты (Effects)! В пульт или программу зашито несколько эффектов (волна, круг, квадрат, трапеция и прочие), и эти эффекты можно наложить на какой-нибудь канал или каналы. Причём не обязательно на Pan/Tilt. Мы можем взять канал цвета, взять эффект синуса и задать его пааметры: пущай цвет менятся от красного к оранжевому с такой-то скоростью и для каждого чётного прожектора.

Вот тут вот есть китайское видео китайского клона пульта Avolites Pearl, где видно как чувак при помощи эффектов создаёт штуки, про которые я, не зная про эффекты, мог бы сказать что «Ох ни хера себе, да тут памяти пульта не хватит сцены вписывать». А заодно тут же показано всё подряд: и Patch, и сцены.

Пока на этом — всё! Мне сейчас это всё ДИКО интересно, и я мечтаю сначала купить адаптер для ArtNet, а потом нормальный пульт (хотя бы как на видео), потому что всё-таки приятнее ощущать в руках железку, чем мышкой на компе тыкать. Сейчас у меня есть эта беременная лягушка, которая досталась мне за копейки и глючит как божий день, два сканера ROBE Scan 250XT, которые я хочу переделать на светодиоды, и два разных китайских сканера. И ещё есть дешманский пульт, который может только записывать сцены и проигрывать их. Про него я вам дальше и расскажу!

Если вас заинтересовала информация из этого поста и вы хотите со мной связаться (или заказать Сборку щита / Консультацию), то пишите мне на почту info@cs-cs.net или звоните на +7-926-286-97-35. Отзываюсь на имя "Электрошаман".

19 Отзывов на “Сценический свет: Протокол DMX-512 и Управляемые приборы”


  • 1 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Мания? Чинил, было, сожгли лампы и цепи питания ламп.

  • 2 BoBaH  [Москва / Балашиха]

    Свет это круто! А если призвание — нести свет, ваще огонь! Но помимо технической составляющей, тут должно быть что-то творческое, что-то изнутри..!

  • 3 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Хи-хи. Знаю я одно устройство, призванное нести свет и творчески названное «мать». Или «чья-то мать». Изнутри там вполне себе, света можно нанести много.

  • 4 Designman  [Москва]

    По поводу того что ручное управление «Ирисом» есть только в «пушках»: у меня в 1200 Вошах и Спотах PR LIghting — есть отдельный канал для управления ирисом.

    Контроллер ArtNet на 6 каналов — в котором можно менять его IP, можно купить за вполне приемлемые деньги: http://www.ebay.com/itm/321060993223 (заказал себе такой на пробу)

  • 5 CS  [Москва]

    Генерал Дрозд Ага. Сканеры именно? Я их вживую не видел, только читал что они самые быстрые. Я ROBE увлёкся =)

    BoBaH Ну, погоди. Потихоньку буду постить. Щас вот пощу по мере того, как силы есть.

    Designman Это ты чего-то не дочитад. Или я не дописал? Я вроде писал что Ирис был только в пушках в плане отдельных прожекторов. А в интеллектуальных девайсах — читай головы, сканеры и прочее — он там и так почит стандарт. Так что то что в Вошах — это конечно норм и не удивляет. Ты бы мне рассказал бы в почту, чего там за воши, чего ты с ними делаешь и прочее.
    Или сделал бы пост на сообществе? Мне интересно, как там 1200 лампа стоит и какой конденсор сделан.

    Про контроллер интересная хрень. Как приедет — блин… короче, хорошо барыжничатть и давать инфу кусками. Как пиедет — постани на сообщество. Интересно будет. Его можно потом в 19″ запихнуть, если плату переделать. Мне только срок поставки не нравится, март-апрель. Так я бы заказал бы.

  • 6 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Да вот, смотри. Там есть фоты. Машинку засрали, перегрели и спалили питание ламп, потому что сделано было на говноклемме. Заменил на керамику.

  • 7 CS  [Москва]

    Глянул! Ага, Мартины точно.
    Самая основная трабла что засирают, сволочи. А ведь всего-то надо обычно открыть, пылищу выдуть, кисточкой с пылесосом пройтись и смазать.

  • 8 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Ты что? Как можно? Это же надо в штате заведения иметь дяденьку, который знает ужасные слова: «регламент», «запчасти», «ресурс», «дополнительное оборудование», «расходные материалы», а ещё знает и любит подшефную технику. А за это, нет, ты только прикинь, зарплату требует, не игрушечную, и понимания что то, что он делает — надо делать и делать не наотъебись. Это же просто прямо-таки грабёж собственника среди бела дня, залезание в карман, где прибыль лежит.
    А ты — «всегооо-то».

  • 9 CS  [Москва]

    Это у них там в клубе такой менталитет? Я шо-то устал с этим бороться и негативить в эту сторону. Нет их — да и хер с ними. Вломить им за ремонт-чистку, и всё.
    Мне рассказывали, что вообще штатная стоимость профилактики одного прибора у фирм — около 5-10 тыр. За прибор по ценам прошлого года.

  • 10 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Ну, 10К за прибор это крутовато, это только если запчасти в комплекте. А 5К если ты сам туда приехал, снял-поставил 15кг дуру, продул прочистил, прогнал тесты, то за один прибора да. За много — меньшее.
    А «в клубе» у меня кончилось, когда в котельной со стенами из профлиста предложили проводку переделать на радиотехнических скобах для трассировка кабеля внутри блоков.
    Девок я там не пользовал, зарплата была так, отвечать за котельную как то не захотелось. Хотя кабель канал из чувства прекрасного хотел предложить с демпингом, но раз хотят ноль-один, значит хотят, что делать.

  • 11 CS  [Москва]

    Блин… как тебя послушать, так тебе постоянно везёт на всяких дибилов, которые хотят всё задёшево. Как будто карма. И мне всё время (но я могу ошибаться) кажется, что тебя это задевает и что тебе то ли обидно, то ли злишься. И мне непонятно, почему ты на это злишься. Прошёл бы мимо.

  • 12 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Знаешь, я иногда очень отчётливо понимаю, что тобой движет, когда ты говоришь «хочу щиты делать для людей, которые будут ими пользоваться и видеть отклик, что им оно на самом деле надо». И так же отчётливо понимаю, что 96% работы выглядит строго наоборот — ты сделал чтобы их не убило нахер, а они ещё и недовольны. И это мы ещё про деньги вообще не говорим.
    Поэтому да, я просто злой. Не на кого-то, а по факту. Был бы Генерал Дятел Для Бетонных Опор, но фамилия «Дятел» зарезервирована за хорошим пилотажником.
    И в клубе я тоже был местами очень злой.

    Вот, например, одну историю расскажу. Выдернули меня ночью из полудрёма, когда опять проявилась плавающая неисправность, валившая по утечке один из РЩ. Приехал, но она, нехорошая, убежала под плинтус. И вот сижу я на балкончике под потолком в тёмном углу, весь в белом (пищевая форма одежды), смотрю в бесконечность, и думаю, как мне эту утечку ловить, на каких режимах и главное — кто, кто, КТО блять подключается, ведь не через изоляцию убегает, иначе стабильно было бы. Минуты через две понимаю, что прямо перед лицом что-то промелькивает. Перефокусируюсь и обнаруживаю, что на балкончике же засели две сотрудницы с ноутом. Ну, те которые в клетках голышом извиваются. Вот и эти, видимо, устали, отдыхают. Гав, говорю. Ну визжать там уже поздно, просто тупо смотрят, откуда тут взялся этот, с видом задумчивой гири. «Поганая у вас работа» говорю. «А чего?» — отвечают. «А того, что я из этого серпентария чичас уйду, пищевку скину и, считай, чистый. А с вас только если шкурку на барабаны, не отмыться.»

    А обидно, даже больно от того, что я ничего не могу сделать для самых нужных и дорогих мне людей. Им это просто на надо. Но это совсем другая не для обсуждений история.

  • 13 CS  [Москва]

    НЕЕЕЕЕ!!! Так было раньше. Когда я себя ставил за что-то выше других. Тут какая игра понятий получается? Вот я как-то тут писал про ЭГО и прочее, что это оно себе настроит планов, а потом срадает, когда всё обламывается.
    У меня так и было, типа «Вот ЙА вам тут помогаю, а вы ни хера не понимаете». Но это всё заставляло меня дико нервничать. Например, я получал очередной тупой (как я считал) ответ, и матерился, орал во весь голос, мог чего-нить кинуть. И на всех срывался. У меня ещё и характер такой, что я рублю всегда сплеча.
    Путь этот был проигрышный. Даже не в варианте «я тут свои нервы за деньги трачу», а просто херь это была, потому что я это я сам так представлял. А другие представляли по другому. И никто не виноват что мои ожидания обломались? Кроме меня. Потому что это я их настроил.

    Ну блин, если представить отношения. Вот откуда дохера страданий в них? Потому что нам начинает нравиться кто-то. Мы сначала настраиваем планов типа там «Во, щас мы зажгём, потом будем гулять, жить вместе, понимать друг друга, детей наделаем, будет мирная семья». А потом что происходит? Просто все ожидания обламываются. Которые мы сами себе создали. А тот-та, про кого мы всё это придумали… разве он-она обязаны делать так, как мы хотим?

    Меня в тебе пугает вот именно эта обида, агрессия и затаённая злоба. Она у тебя во всех постах читается. Чувак ты умный, головастый, но везде у тебя попадается на глаза обида, что типа МЕНЯ ДОЛЖНЫ СЛУШАТЬСЯ… А кто должны? Почему должны?

    Привожу пример. Вот мне тут чел написал из Питера. Мы с ним щиты считаем потихоньку. И там началось: свет и розетки на одном кабеле, распайки в полу на вагах замурованные, и куча ещё всякого дерьма.
    В одном варианте я начал ругаться или как ты — сжимать горло и страдать что «Ах, вот они недовольны, что я им хорошо делаю». а потом взял, и со стёбом, злыми шутками (без агрессии) отругал его по почте и раписал ему всего его косяки и ещё и расписал, почему это неправильно и как надо было. И ещё подумал, как ему выйти из ситуаций (переобжать распайки на гильзы, в линиях ответвлений света воткнуть автоматы на 10А)… И ещё написал что у него гофра горючая лежит.
    И от него пришёл ответ в два ночи: «Бля… поджёг. Горит. БЛЯДЬ Я НЕ ЗНАЛ». Дословно. Человек правда НЕ ЗНАЛ, что ему там навертели. Видишь, как тонко нами играет мир? МЫ сами выдумывали что клиент должен понимать. А на деле он кому-то доверился, а ему сделали дерьмо.

    И сейчас это всё наталкивает меня на то, что я подумываю написать книгу. Потому что замечаю что многие не знают, как надо или вообще что можно сделать и что бывает интересного в нашей сфере.

    Про пример не понял. Ты стриптизёрш что ли увидал? Причём тут поганая работа? Мне кажется, что это хреново так всех ненавидеть, Дрозд. Запомни одну простую штуку: ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВСЕ — ЛЮДИ. ЧЕЛОВЕКИ. А уже потом — должности, профессии, чиновники и прочее. И если с людьми общаться по-людски, то многие из них отвечают тем же. Тогда от других защищаться не требуется — те, с которыми не получается общаться по-людски, начинают тебя обходить стороной.

  • 14 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    С вероятностью больше половины ты прав. Только, есть такая шутка, кандидатскую не поставить на истребитель.

    Поэтому я начинаю думать, что ночь, подушка и заглушенное коньяком сознание это лучшая часть моей жизни. Не, не злись, мне ещё сейчас человека везти на поезд, поэтому не пил.

    //Про пример — я не очень разбираюсь кто там , как-то не бываю в качестве клиента в подобных местах. Объективно говоря, я на этих просто раздетых человеков налаял и ушел. Стоило промолчать. Угрызений совести не испытываю, хотя как гласит известный фильм, даже Жулька Робертс проститутка может быть чудесным человеком.//

  • 15 CS  [Москва]

    Я писал как ощущал. Без анализа мозгом. А что такое кандидатская? И как она относится к тому, что ты умеешь делать? Туплю, потому что от бумажек этих отвык совсем, они для меня сейчас дико смотрятся.

    Блин… про коньяк… лучше когда такая ГОТИКА идёт от радости и настроения. Потому что если ты зажираешь или запиваешь — то этим ты это больше запихиваешь внутрь. Попробуй как-нить эти обиды прожить?

    Погоди, так не ЗАЧЕМ налаял, а ПОЧЕМУ налаял? Я ж так понимаю, что они сидели и тебя не трогали.

  • 16 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Да шутка есть такая про авиаконструктора Сухого. Ему сотрудник приносит свои изыскания на тему нового ВЗ, который должен улучить ГД устойчивость и всё такое. На что Сухой говорит, что всё это хорошо, но вашу кандидатскую поставить на самолёт никак нельзя, нужен конкретный, физически спроектированный воздухозаборник.

    А зачем и почему — какое отличие в ответах должно быть. Скорее всего налаял просто потому, что было интересно, как отреагируют в тот момент. Потом ушел и забыл. это было в августе 2015 года, по бортжурналу можно поднять точнее.

  • 17 CS  [Москва]

    О, правильная штука. В нашем технарском стиле.

  • 18 alexey_and

    было интересно почитать :) у меня половина освещения в квартире сделана на dmx

  • 19 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    > половина освещения в квартире сделана на dmx

    где все эти люди? А то проходной выключатель сделаешь — «ооо, могучий повелитель электропитания»

Оставить отзыв

Вы должны войти на блог, чтобы оставить комментарий.