Световое шоу: Sash — Equador (2005 Remix). Тестируем MIDI TimeCode

Число просмотров: 2 748 

В общем, хехе, нормально начинается! Собрал щит — затрахался — врубил музло, просидел ещё три часа и накатал свет на него! Оторвался, заснял — выложил! Раньше так со штроблением было: наштробился неделю — а потом айда кушать тортики, зелёные чаи распивать и всякие каталоги про щиты и лампочки с кнопочками листать.

Этот трек мне подсунула какая-то из давних подруг, когда я ей комп чинил. Это было очень давно, чуть ли не в 2009. Я ещё помню, что я на нём свой первый усилитель для колонок тестировал. Я сейчас подбираю треки под настроение, чтобы фигачить под них свет. И вот с этим треком у меня ассоциируется мигающий почти вразнобой клубный свет — когда главное чтобы побольше мигало, а логика — пофигу.

Так как я постепенно учусь видеть свет и свои приборы (кто что может, как где что обыграть) и самое главное — насилую свой пульт «King Kong 1024s», который умеет много всего разного, но под него надо набить руку и выработать методику программирования. Особенно для меня сложно пока что выдумать, как программировать быстрые динамические эффекты — например, чтобы свет быстро помигал и вернулся как было.

Второй вопрос — как синхронизировать и свет и музыку, чтобы они шли в одно и то же время. С софтом для компа у меня проблемы — хвалёный SunLite меня выбесил и я чуть не расшиб его коробочку об стенку. Стенку было жалко. Поубивал бы за такие интерфейсы, когда световой софт похож не на пульт, а на айфон грёбаный. Поэтому я сейчас изучаю вопрос синхронизации пульта с музыкой с компьютера. И я нашёл один из способов того, как это можно делать.

Но для начала разберёмся с самим треком. В начале и конце песни есть несколько прикольных моментов с клавишными, которые меня, собственно, и зацепили. И мне захотелось их обыграть светом. Здесь я буду часто использовать эффект «бегущий огонь» — в данном случае меня на него пропёрло и мне нравится включать свои головы Wash не подряд, а в разнобой — тогда создаётся эффект мерцающего с разных сторон света.

С чего мы начинаем, если хотим написать не сельскую дискотеку (это уже мем такой стал)? С того, что… подсматриваем идеи в блоге одного из суровых световиков (мне его случайно посоветовали). Одна из идей мне, как барабанщику, уже известна — берём и изучаем трек несколько раз, выделяя нужные или интересные моменты: вступления, переходы, сбивки, акценты и прочее.

Я использую для этого SoundForge по двум причинам. Одна — потому что там есть такая штука как «Markers» — маркеры, которыми можно отмечать нужные места трека. Они рисуются прямо на нём. А ещё их можно сконвертировать в диапазоны («Regions») — и тогда точно подсчитается длина нужного куска трека.

Я ради прикола выделил интересные мне места трека. Вот чего у меня получилось:

Трек для светового шоу, разбитый на логические куски в SoundForge

Дальше я сконвертил их в диапазоны (регионы) и получил их список со всей длиной кусочков. В принципе дальше уже и думать не надо особо, если бы был удобный софт для управления светом с компа: прописал нужные сцены и вогнал их в шоу по Start и Length =)

Список маркеров логических кусков трека

Итак, трек мы изучили и примерно представили, где что будет. На клавишные я сделаю бегущий огонь. В самом начале напишу сложный чейз, который будет содержать в себе пачку сцен так, чтобы они более-менее совпадали с клавишами. Под всякие биты будем использовать мигалки, подобранные в такт или в слабую его долю. В особо зверских местах будем комбинировать лазеры, мигалки и бегущий огонь по диммеру для создания треша: при переходах или нагнетании обстановки.

В основной части трека будем рулить светом, используя несколько предустановленных сцен. Тут я не стал придумывать эффекты и стал комбинировать несколько условных конструкций: «плавное движение в разные стороны», «резкое мигание», «лучи стоят статично» и «лучи направлены вверх». Так как пульт позволяет микшировать свет между собой, то можно одновременно включать несколько сцен: все эффекты будут собираться в кучку по схеме «последний остаётся каким был».

Под конец трека я снова написал чейз на финальную сбивку из трёх шагов. Он рулит миганием Wash и лазерами. И под самый конец сделал простенький (блин, это уже теперь «простенький») эффект, когда лучи сканеров последовательно появляются и исчезают друг за другом.

Оказалось, что если в пульте наложить эффекты с одинаковым временем — то они начинают выполняться синхронизированно между собой. Поэтому я взял эффект «Pan Saw» (последовательное качание Pan) и эффект «Dimmer Flick Up» (последовательное включение диммеров), наложил их друг на друга и получил искомое. Надо ли говорить, что именно для таких вот эффектов приборы и должны быть однотипные?

А самый финал трека задуман так, что эта мигалка с лучами сканеров исчезает, вместо неё кратковременно остаются синие лазеры… и — полная темнота с последним звуком трека!

ОКей! Вот выдумали мы это всё. А как теперь это отрулить на пульте так, чтобы оно совпадало с музыкой? А вот сейчас и изучим. В моём пульте есть такая тема как некие «Show» — шоу. Вернее их называть макросами, потому что они очень напоминают макросы в продуктах Microsoft Office: включаешь запись макроса, чего-то делаешь, а потом это же можно повторить снова.

Режим списка шоу (макросов) пульта King Kong 1024s

И вот мой пульт умеет при нажатии кнопочки «Record» запоминать то, что ты с ним делал. Таких записей есть 100 штук. Я выделил себе кусочек памяти начиная с 11ого для чистовых шоу, а с первого — для всяких опытов и демо для видео про пульт.

Список шоу (макросов) пульта King Kong 1024s

Пульт пишет не DMX-выходы, а то, что ты с ним физически делал — нажатия кнопок и движение фейдеров. То есть если ты врубил запись и полез менять параметры приборов — пульт это воспроизведёт. Нажал на кнопки палитры — тоже. Двигал фейдеры? Тоже. Но сами сцены или чейзы он не запомнит, поэтому если в будущем ты решил переназначить палитру или фейдер — то макрос всё рано будет дёргать именно те, которые у него записаны. И тогда у тебя будет включаться что-то не то.

Шоу готово к воспроизведению по MIDI

А теперь ставим опыт. Мой пульт умеет брать время для записи шоу (макросов) или от внутреннего источника (и этим я пользовался, когда писал видео про «Северный Флот» КиШа) или от MIDI TimeCode. В комплекте с пультом был USB/MIDI-кабель, и я решил его попробовать.

Откуда брать MIDI TimeCode? А вот у меня — от SoundForge. Оказывается, эта программа умеет выдавать таймкод текущего файла, который в него загружен! Надо только включить этот режим через меню «Options — MIDI In/Out — Generate MIDI Timecode». Предварительно не забудьте настроить в меню «Options — Preferences» выход таймкода на свой MIDI-кабель.

Включаем режим вывода MIDI TimeCode из SoundForge

Теперь достаточно нажать «Play» в Sound Forge и смотреть, как бегут цифирки на пульте.

Шоу начинает играться по MIDI TimeCode на пульте King Kong 1024s

В итоге получилось всё довольно прикольно! Я так вот гляжу на свои поделки и пока что понимаю, что у меня проблемы с серединой композиции. Начало и конец я знаю как круто обставить, а в середине или начинаю накидывать кучу эффектов, или наоборот делаю всё ровно и плавно. Но может быть так и надо, чтобы не перегружать куплетную часть эффектами. Посмотрим, куда это меня дальше приведёт.

И вот вам видео, где я рассказал о том, как это всё записывал и программировал на пульте:

13 Отзывов на “Световое шоу: Sash — Equador (2005 Remix). Тестируем MIDI TimeCode”


  • 1 z1305  [СПб]

    В своё время, читая Ваш блог (а начал читать его уже давно, по нему ремонтировал квартиру и «начинил» её всякими «ништяками»), «открыл» для себя DMX 512.
    При строительстве теперь уже дома (а не квартиры), начиная с цоколя, заложил по периметру монтажные коробки (по 40 шт) с ПМД трубой от центрального домового инженерного стояка. Получилось 4 уровня предполагаемой архитектурной RGB подсветки (128 приборов)
    Идея была в том, что в обычном режиме, это просто «тупо» горящая вечером подсветка, а по праздникам, пригласив гостей в сумерках «на травку» перед домом, под не сильно шумящую (что соседей то травить) музыку,дом превращался бы в световое шоу (пусть не такое красочное, как с десятками «голов», но всё же.
    Прочитав этот пост, понял, что эта мечта отдалилась весьма серьёзно, т.к. на сегодняшний день, как я понял,интуитивно понятной программы для создания светового шоу с одновременной синхронизацией с музыкой по времени и частотам воспроизводимого попросту нет, а есть длительная работа по «раскадровке» каждой песни, назначение каждой функции каждого прибора и ввод всего этого в пульт «врукопашную».
    Для себя уже решение принял, от идеи своей отказываться не буду, ну нужны же взрослым мужикам игрушки из мечты, но вот по мере реализации, думаю придётся всё таки обратиться к профессионалам в этом деле.
    Спасибо за познавательный и толковый (как впрочем и всегда) пост по управлению светом.

  • 2 CS  [Москва]

    Такс… пока не понял. Начну с конца. Ежели ты думаешь, что есть мега-софт вида «накидал голов и прожекторов и они начали сами мигать» — то этого НИКОГДА не будет (ну или пока успешные менеджеры не проберутся туда). Потому что каждый прибор имеет свои особенности управления, положения, настройки и даже эффектов.
    Есть всякие фишки вида «SoundToLight», но они опять же действуют на основе накиданных эффектов. А эффекты тебе надо будет программировать самому.
    Пульт — это уже совсем другое. У меня стоит задача сделать не мигалку, а специально ПРИДУМАТь и ПРОПИСАТЬ нужные мне эффекты по времени. Это уже штучное искусство, а не массовая фигня. То есть, не плейлист на час, а две-три вещи, но охрененные =)

    Про твой DMX. А это… а как же ты 128 устройств будешь адресовать и использовать вообще? Обычно в линию тыкается максимум 32 устройства. И хватит ли тебе адресов? 128 х 4 (минимум 4 канала — RGB+Dimmer) = ровно 512, но это ж без запаса…

    Из софта я смотрю. Но мне пока всё не нравится. Но тебе сгодится простой софт типа QLC+ или аналогичных. У QLC+ есть только одна жопа — при перетаскивании объектов по шоу у него плавает тайминг. Но если прописывать всё жёстко руками — то нормально. Сам софт при этом понятный и хороший.

    Так что от идеи не отказывайся. Тебе тебе надо будет просто накидать разных эффектов с твоей подсветкой и врубать их по времени или кнопкам. Но цветомузыки — НЕ будет =)

  • 3 z1305  [СПб]

    Спасибо за «наколки» по софту, направление понял.
    В момент реализации (а это где-то через год-полтора, после самой стройки), начну «стучаться в личку».

  • 4 CS  [Москва]

    Эй эй!!!!
    Первое: как будешь писать — предупреди меня, что мы тут трепались. Чтобы я контекст вспомнил.
    Второе: тебе заранее надо обдумать, как ты будешь на это всё DMX раздавать! ДО протяжки кабелей! Чтобы больно не вышло потом. А то обычно пишут, что в DMX 32 девайса на линию. Обдумай это! Где-то надо будет ставить сплиттеры сигнала!

  • 5 z1305  [СПб]

    ОК!
    В отличие от многих, твои правила «документооборота» мною прочитаны и приняты.
    Удачи!

  • 6 king_2

    CS, а нет ли рассинхрона видео и музыки?
    Или то, в чем ты это делал, не позволяет тюнить момент включения света достаточно точно / много?

    Кстати, хочу посоветовать кошечек для тренировки — «Wizards In Winter» и Mike Mareen «Love Spy» и «Stand Up» (последние две — диско конца 80-х).
    И там и там дофига всяких звуковых рюшечек, которые хорошо в световые эффекты превращаются. На первую много всяких рождественских лайтшоу (ютубить по xmas light show).

    Это я так, просто делюсь инфой. Сам уже несколько лет хочу сделать лайтшоу на доме, вот наконец-то его строю сейчас, может через пару лет мечта и сбудется. :)

  • 7 CS  [Москва]

    Тут — есть местами, конечно! А в чём я это делал — лежит в видео в конце этого же поста. Да, я софта не найду приятного и удобного. Точнее, буду дотрахивать QLC+. Хотя пульт мне веселее кажется.

    За кошечек спасибо! Приму к сведению! =)
    Лайтшоу на доме.. да я как минимум двух заказчиков уже на это подсадил невольно =) Одному щит делаю — и там уже сразу линия на световое оборудование закладывается =)

  • 8 Maxm

    Очень интересно, почему в сценическом свете не пользуются популярностью DLP-проекторы? CS, а ты когда нибудь задумывался их применить?

  • 9 CS  [Москва]

    Йоу! А DLP-это какие? Обычные? А то я не в теме названий проекторов. Но они используются ВОВСЮ.
    Щас даже термин новый появился — mapping. Когда у тебя декорация может быть белой, а проектор на неё хреначит некий фон, размер которого подобран точно под размер декорации.
    Я не использую, потому что я не совсем визуал — видеоряд я себе не придумаю. Да и негде.

  • 10 Maxm

    Когда-то я видел в продаже сканер-проектор, получается, что в нём вместо гобо используется DLP. И светить им можно не на экран а просто в воздухе лучами создавать какие угодно композиции. И вращающиеся головы тоже вроде такие бывают.

    Да-а-а, видеоряд — сложная тема. Но как по мне, то если применять такие проекторы можно сделать светомузыку более натуральной. А главное синхронизировать видео с музыкой проще чем гобо но направление лучей зеркалом изменять всё-же придётся.

  • 11 CS  [Москва]

    Это скорее всего от ROBE что-то вот из этого раздела было: https://www.robe.ru/minime/ (и более ранние модели).
    Я не использую, потому что у меня масштабы не те и для личных целей мне это, скорее всего, не надо будет.

    1. А что ты понимаешь под светомузыкой? Я иду по пути световых шоу, когда свет является отдельной частью, дополняющей атмосферу музыки.
    2. А чем такие проекторы помогут, если надо будет получить много отдельных лучей, которые скрещиваются или как-то ещё себя ведут?
    Их можно использовать как головы, но они больше катят для получения всякой нестандартной фото- и видео- фигни, чем как обычные головы.

  • 12 Maxm

    Да-да, ROBE-minime именно такой проектор.

    1.Светомузыка — это когда каждый музыкальный инструмент, или звук, или созвучие видны в свете также как и слышны «как слышеца так и пишеца»:) . Если слышен шум — значит виден шум (типа как снег в телевизоре). Если слышен голос — то в лучах света видна артикуляция тембральная окраска. На Ютубе есть канал «Dubstep в словах» если их видюшки смотреть через проектор, чтоб он светил на тебя, то примерно будет светомузыка хотя и не доработанная.
    2.Ну да, такая голова — проектор (хотя мне кажется что сканер лучше) будет не всесильной, но светомузыку прорисует.

  • 13 CS  [Москва]

    Maxm Ага, понял.
    Про светомузыку понял (или не понял). Но я оставлю термин «световое шоу» — он более понятен.

Оставить отзыв

Вы должны войти на блог, чтобы оставить комментарий.