Сценический свет: Заливочные («PAR») прожектора Involight LED Par 36

Число просмотров: 1 663 

Прожектор Involight LED Par 36

Продолжаем тему сценического света! =) Есть ещё один момент, с которым я особенно не разбирался и который не застал. Это так называемые PAR-прожектора. Сейчас слово «PAR-прожектор» стало сильно жаргонным, потому что они выпускаются светодиодными. А раньше, когда эти прожектора были на лампах, то «PAR» обозначало один из типов лампы, которая в этом прожекторе стояла.

Если я не прав, то поправьте меня. Судя по инет-магазинам, сейчас под словами «LED PAR-прожектор» понимают обычную светодиодную светилку рассеянного света. Раньше было немного по другому: был формат прожекторов в виде круглого тубуса, в который ставилась хитрая лампа со встроенным отражателем и линзой в комплекте. Такая лампа и звалась PAR-лампой. Они отличались по формату (размеру) — PAR36, 38, 46, 54, 64 и по типу линзы — прозрачная, линза Френеля и прочие (я не исследовал этот момент до конца, потому что мне это не актуально).

Сейчас все перешли на светодиоды, и от этих прожекторов остались такие параметры как условный размер (иногда пишут типа LED PAR56 или LED PAR36) и угол раскрытия луча (есть прожектора с разными типами линз, которые дают или совсем размытый луч, или более чёткое пятно света).

Когда я начинал подкупать себе свой свет, то ничего не знал ни про какие прожектора и купил те, которые когда-то видел — Involight LED PAR36. Откуда я их видел? Сначала это было начало 2000ых годов и я застал какую-то викторину в ТЦ «Мега». Там была сделана сцена из ферм и по её периметру висели небольшие прожектора, которые мне запомнились тем, что они не давали сочные оттенки цвета, но при этом были очень компактными — примерно как 800-граммовая банка.

А второй раз я увидел эти прожектора (и они до сих пор там есть) в подземном переходе станции метро «Текстильщики», как идти к Технополису (теперь там ещё и учебный центр АББ). А сейчас я эти прожектора подарю подруге, потому что они, как оказалось, давно сняты с производства и я не буду их покупать, потому что проще купить простые китайские головы типа Wash (про них когда-нибудь тоже напишу).

Так забавно получилось, что по кускам я прикоснулся ко всем вещам. В том числе мне попался и классический PAR-прожектор типа Par56. Его историю вы узнаете, когда я буду писать пост про страшную и глючную вращающуюся голову (её надо чуток доперебрать и потом или выкинуть или подарить кому). Точнее, так. Вот какая цепочка у меня идёт с постами про свет:

  • Я переделал один сканер ROBE на мощный диод и результат вроде как получился.
  • Мне надо сравнить этот сканер со сканером на лампе. А для этого надо найти настроение и купить обычную лампу MSD/250.
  • После этого я смогу переделать второй сканер ROBE и повесить их два парочкой. И в эти моменты написать посты про них и их переделку, потому что я щас один сканер повесил и снимать его пока не хочу — это тяжко без лебёдки (тут пользователь Unnamed должен хитро поржать) ;)
  • Потом можно будет доперебрать подшипники во вращающейся голове и поставить эту лампу туда. Тогда голова будет полностью рабочей и в сборе — и можно будет написать про неё пост и куда-то девать её как законченное устройство.

Вот вам этот прожектор. Я его уже подарил одному френду, и он из него собирался сделать что-то винтажное или стимпанковое. Правда не знаю, сделает ли. Лампа тут стоит на 500 ватт.

Обычный PAR-прожектор

У него есть даже шторки для того, чтобы ими ограничить луч.

Обычный PAR-прожектор (шторки)

Если посмотреть рокерские концерты 70-80х годов, то там практически весь свет был статичным и делался из кучи таких прожекторов, которые большими группами висели на диммерах и перемигивались между собой. Представляете, какая в те времена была нагрузка на сети? Скажем, сотня прожекторов по 500 ватт? =) Хотя сейчас с LED-прожекторами надо беспокоиться за косинус фи и броски стартовых токов (помните, как это всё проявляется в обычном светодиодном освещении?).

И ещё вот вам чьё-то учебное (?) световое шоу, найденное мной в Сети (видео выкачал и сделал себе копию). Здесь оборудование немного старое, потому что используется классика: медленные световые головы и быстрые сканеры (которые по скорости рвут всех напрочь как грелки). Зато отлично видно, как работают заливочные PAR-прожектора на заднице сцены, заливая его разным цветом и как спускаются на софитах классические PAR-прожектора на диммерах (они как раз попались на заставке видео, и ещё в видео видны их рамки светофильтров):

А чтобы было ясно, чем там народ занимается — то вот ещё одно видео оттуда же. Это что-то типа школы, где можно поработать со светом, звуком, видеосъёмкой. Причём в новом видео (от 2017) народ жжот на MA.2 — самом наикрутейшем пульте! Мля, вот я до сих пор обалдеваю от разницы в подходе.

У них есть целая школа по сценической тематике, а у нас — как мне на ЮТубе комментили: «Если не умеешь пользоваться — то нехер лезть в эту область». И негде особо учиться! Мля, а я посты эти пишу как новичок как раз для таких вот новичков.

Обратите внимание, как за эти 5 лет изменились головы — в новом видео (шоу в конце) вращающиеся головы работают очень быстро и по скорости уже обгоняют сканеры. Изменения радикальные — все быстрые крутые приводы из CNC-станков добрались и сюда и теперь с лёгкостью вертят головы весом по 10-20 килограмм (я навскидку даю вес той части, которая вращается) как пушинки. Именно поэтому сканеры давно вышли из моды.

Ну так вот. А мы вертаемся к самым простым и уже динозаврическим прожекторам LED PAR. Почему динозаврическим? Потому что именно такие прожектора давно сняты с производства, и потому что такое дибильное DMX-управление уже никто не делает. Вы поймёте это постепенно, с той скоростью, с которой я рассказываю.

Заметка. Сейчас на рынке лидируют китайские LED PAR прожектора. Некоторые из них радикально отличаются по характеристикам. Почему-то все покупают дешманские и совсем мусорные прожектора, которые зовутся Flat PAR и выглядят вот таким вот образом:

Пример китайского LED PAR с активным охлаждением

Они стоят копейки и на их цену ведёшься. Но их проблема в том, что они очень компактные и из-за этого светодиоды там ДИКО греются. Для их охлаждения стоит вентилятор (на фотке под этим текстом они виден внизу корпуса). А нам лишние жужжащие и ненадёжные вращающиеся части ни к чему, верно?

Пример китайского LED PAR с активным охлаждением (вид сзади)

Лучше доплатить и взять что-то типа таких прожекторов. Они более мощные, но при этом имеют пассивное охлаждение — а значит светодиоды там работают в щадящем режиме и не особо греются (но может быть это и не так).

Пример более качественного LED PAR с пассивным охлаждением

Да и сзади выглядят они приятнее:

Пример более качественного LED PAR с пассивным охлаждением (вид сзади)

Ну и конечно же, не забываем, что прожектора должны быть как минимум RGBW, потому что время RGB уже прошло.

Мои прожектора — совсем старенькие даже по конструкции. Сейчас большинство прожекторов используют специальные RGBW (или RGB)-светодиоды в виде единого кристалла. На такой светодиод надевается рассеивающая или собирающая линза и мы получаем или Wash или даже Beam (если кто пропустил про типы лучей — то спросите в комментариях). В некоторых случаях (в крутых головах Wash) можно даже управлять каждым светодиодом отдельно (RGBW + Яркость).

Мои же прожектора сделаны по другому. Там на общую плату напаяны отдельные светодиоды трёх цветов, и смешивание цвета получается только на той поверхности, куда светит прожектор. Из-за этого они сами выглядят немного жиденько и аже некрасиво — светит какая-то срань непойми куда — и только потом понимаешь, что она даёт цвет. А ещё все светодиоды стоят на плате абсолютно открыто. Возьми — и оторви на память! =)

Прожектор LED PAR (очень простой)

Кстати, если что отрывать — то можете посмотреть на точно такие же прожектора в подземном переходе на станции метро «Текстильщики» (выход к ТехноПолису и электричкам). Там эти прожектора, видимо в рамках проекта «ТехноПолис», подсвечивают потолок перехода.

Прожектора Involigt LED Par 36 в переходе метро Текстильщики

Они не дают полноценной засветки, а лишь дополняют общую картину. Что-то вроде мелких фишечек. Правда, часть из них уже сдохли и не везде светят. На начало этого года два прожектора точно дохлые были.

Прожектора Involigt LED Par 36 в переходе метро Текстильщики

Запитали их тут в автоматическом режиме: в этом случае прожектор резко меняет три цвета RGB и потом делает несколько плавных переходов цвета. А потом его программа повторяется. Зря они так — можно было бы и DMX-сигнал подвести и сделать простой контроллер, который проигрывал бы записанные с Flash-карточки программы. Например, адресовать каждый прожектор по длине перехода и делать плавные переходы цветовой радуги или менять оттенки в зависимости от времени суток, освещённости на улице и погоды. Эх!

Прожектора Involigt LED Par 36 в переходе метро Текстильщики

Итак, спереди у нас стоит позорная плата со светодиодами. Позорность её только в том, что нет никакого защитного стекла. Можно было бы задизайнить в плате с диодами штуки четыре (или даже три) стойки и накрутить на них кусочек оргстекла.

Светодиоды LED PAR-прожектора

Сзади у нас адрес DMX выставляется переключателями. Десятый переключатель управляет режимом прожектора: автоматический или по сигналу DMX.

Разъёмы DMX и переключатели DMX-адреса

По поводу управления тут есть одно дикое западло. DMX-каналов у этого прожектора всего четыре (RGB + Диммер). На самом деле этого мало, если знать о том, что у прожектора должны быть две функции: диммер и стробоскоп (мигание). Здесь диммер и строб запихали в один канал, причём сделали это через жопу: до определённого значения канала прожектор меняет яркость, а потом начинает мигать с разной скоростью.

Чем это хреново? А тем, что в нормальных пультах или программах управления всякие переходы и подпрограммы управления меняют значения канала «Диммер» от 0 до 255. Скажем, если мы наложим эффект «Синус» (Sine или Cirlcle) на яркость нескольких прожекторов — то они будут попеременно зажигаться и гаснуть. По умолчанию пульт или программа будут менять значение диммера от 0 до 255.

Но у нас же тут диммер и строб в одной куче! И наши прожектора будут то светить, а то мигать! И надо будет тратить дополнительное время на то, чтобы настроить параметры эффекта так, чтобы он крутился от 0 до, скажем, 190. А если мы хотим менять яркость и других приборов в одном эффекте — то будет полное западлище: тем-то приборам надо давать канал от 0 до 255… и как это скрестить?

Поэтому даже такие мелочи очень важны! Выбирайте девайсы, в которых каналы диммера и строба сделаны отдельно!

Заглянем внутЫрь! =) И посмеёмся! Потому что эти прожектора ещё аж трансформаторные!

Внутренняя начинка прожектора Involight LED PAR 36

На задней части прожектора у нас стоят два разъёма DMX. Эти разъёмы очень дешёвые, и обычно впаиваются в печатную плату, потому что иногда контакты у них выпадают =) Также есть ввода кабеля питания и предохранитель. А ещё видно, что белую часть этих прожекторов красили кисточкой =)

Задняя часть прожектора с DMX-разъёмами

Трансформатор мелкий и очень дешмански выглядит. Такое ощущение, что он — самая ненадёжная часть этого прожектора. Почему было не сделать импульсный блок питания (место тут есть) — я не знаю! В одном из прожекторов трансформатор даже еле слышно гудит.

Трансформатор блока питания

Ругать прожектора не будем — для своего времени (а я, покупая, стащил какие-то складские остатки), но мне кажется, что прожектора в Текстилях подохли как раз из-за трансформаторов.

Остальная электроника смонтирована на плате. Стоит три транзистора — по одному на каждый канал (R, G, B), где-то там за корпусом есть микроконтоллер, который этим всем управляет. Транзисторы стоят без радиаторов — светодиоды тут слабенькие, и загнуты так, чтобы не касались корпуса. Эээ.. это местами странный дизайн, да.

Силовые транзисторы управления светодиодами

На плате с диодами видно, что она 2012 года выпуска. Да, это я сильно махнул с покупкой. И также видно, что светодиоды идут отдельных цветов — у каждого из них по два вывода.

Задняя часть платы со светодиодами - они одноцветные

На плате спереди видны резисторы и даже кое-какие перемычки. Если вы внимательно посмотрите на прожектора в Текстилях, то увидите, что местами эти резисторы и перемычки начинают окисляться на воздухе. Сдаётся мне, что когда-нибудь это всё заменят на вытянутые RGB-светильники (RGB bar).

Светодиоды, напаянные на плату

Ну и вот вам светодиоды в работе! Они напоминают мне Митинский рынок в 90е, когда такие крупные диоды только начинали появляться и были диковинкой по сравнению с нашинскими АЛ307.

Светодиоды в работе

Прожектора для дома или мелкой сцены светят неплохо. Ими можно подсветить задник или мелкие декорации. Но без белого света и с неудобным диммером получается не совсем красиво. Дают они достаточо плотное пятно света за счёт того, что здесь стоят светодиоды с собирающими линзами.

Пятно света от LED PAR-прожектора

Я не знал, куда приткнуть эти прожектора, и повесил их между двумя вращающимися головами типа Wash.

Мои два прожектора, подвешенные на потолке

Сейчас я их снял (и как раз отфоткал для поста). Потом я эти прожектора, как я уже писал, я отдам подруге. Оказывается, ей для некоторых ритуалов надо создавать цветовую атмосферу. Вот она и попросила что-нибудь придумать для этого. Ей как раз два прожектора будет за глаза! Надо только будет придумать что-то с DMX-пультом или софтом. Скорее всего сделаю ей копию ArtNet-адаптера и будет она с компа этим делом рулить. Или найду мелкий DMX-пульт.

Если вас заинтересовала информация из этого поста и вы хотите со мной связаться (или заказать Сборку щита / Консультацию), то пишите мне на почту info@cs-cs.net или звоните на +7-926-286-97-35. Отзываюсь на имя "Электрошаман".
Невнимательных, тупых и наглых продаванов и менеджеров я буду жёстко стебать, если они не заглянут в инфу про контакты для организаций, а скорее кинутся звонить.

13 Отзывов на “Сценический свет: Заливочные («PAR») прожектора Involight LED Par 36”


  • 1 yar_art

    В театрах до сих пор используются галогеновые ПАРы. Только, в основном, 64-е, киловаттные, чаще всего с лампами CP61 или 62. Для большинства задач театрального света светодиодные никак не годятся. Чаще всего используются в качестве контровых, но вообще ими можно много художеств творить. И палитра светофильтров, конечно, крайне обширна… Так что «те времена» ещё не ушли — был спектакль, на который мы завешивали три штанкета киловаттных ПАРов по тридцать штук на каждый :) Потом, правда, вроде чутка подсократили.
    Шторка на ПАРе вообще редкость, а на 56-ом вообще впервые вижу, с трудом представляю, зачем она там может пригодиться. Тем более, что этот экземпляр явно из какого-нибудь ДК или что-то в этом роде.

  • 2 CS  [Москва]

    Спасибо за инфу и рассказ! Ну я могу представлять… Это как с обычными лампами накаливания — они дают теплоту свету, которая его как-то невидимо для глаза окрашивает, и свет становится мягким и приятным. Это мои ощущения, но может быть я с ними попал в точку =)
    А вот откуда тут шторка — не знаю. Вроде как это дело из какого-то клубешника (небольшого, типа рок-клуба). Может для антуража, а может ещё для чего или кого.

  • 3 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Мне вот интересно, если весь твой свет запустить на белый оттенок, без дыма, на номинал, то какая освещённость в комнате будет?

  • 4 CS  [Москва]

    Хммм…. ну не знаю! Головы Wash больше дадут, чем лучи Spot. А голов 4 штуки, в которых стоит 7х10 ватт диодов (неизвестно — это суммарные 10 ватт по R+G+B+W или 10 ватт на каждый цвет).
    Точнее так. Если бы можно было бы лучи Spot направить в белый потолок — то за счёт рассеивания они бы дали неплохой свет. Но они светят в пол.
    Так что считать можно только головы.

    Вот когда буду снимать видео по программированию пульта — то тогда сделаю там засветку такую.

  • 5 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Гы. А ты сделать считывание положения рук не думал? Адаптивная подсветка будет, ты что-то делаешь а эти приборы светят тебе на пальцы, где работы ведутся.

  • 6 CS  [Москва]

    А как? Я ни хера в этом не понимаю. Это ж какой-то 3D-сканер поверхности или тепловой какой-то нужен.

  • 7 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Если зона работ конечна, то камеры на потолке. Готового решения, конечно, нет, но ты же с паяльником дружишь.

  • 8 CS  [Москва]

    Вот считай что уже не дружу, потому что за это время всё поменялось. И какие-то необгораемые жала (которые у меня за полгода сгонрают), и ардуины всякие (а я на ассемблере или си херачил без всяких скетчей). Поэтому тут я отстал нахер, а изучать новое — лень, потому что нет новых задач такого рода.
    Мне проще (и я это обдумывал) на том простом пульте световые сцены закатать. Чтобы были кнопки типа «на щит», «на стол», «на пол». И всё =)

  • 9 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Тогда всё просто. Разделить на зоны и датчик движения на зону с узким сектором. Паять не надо, есть готовые. В зоне шевелится — все глаза туда.

  • 10 CS  [Москва]

    Так а нахера тогда датчики, если можно кнопки жать?))

  • 11 Генерал Дрозд  [Череповец / Вологодская область]

    Можно, можно и кнопки. Я то по себе сужу. Вчера вот патанатомией занимался, руки грязные, пульт такими лапать обидно, а свет желателен. Вот и подумал про датчики. Но кнопки конечно проще. Тут мой личный заскок — хотелось бы чтобы система с тобой взаимодействовала. Иллюзия живого так сказать, иногда хочется поговорить даже с роботом.

  • 12 CS  [Москва]

    А вот-ка. Пока тут щит собирал, отвлекался на пульт (никак там с Palette не разберусь), и нашёл одну сцену. Вот тут вот две головы светят примерно на столик.
    Как это оценить? Фотка со вспышкой, вживую достаточно ярко. Только белый свет от голов.

  • 13 Designman  [Москва]

    Название «PAR», кстати пошло — от формы отражателя в лампе, которые раньше использовались в «ламповой» версии этих прожекторов(parabolic reflector).

Оставить отзыв

Вы должны войти на блог, чтобы оставить комментарий.